Пётр и Мира Тодоровские: Скоропалительный брак, свадьба в чужой квартире и полвека счастья на двоих

Стиляги (2008)

Одна из самых ярких картин середины нулевых отправляет зрителя прямиком в Москву начала 1950-х, где главный герой проходит путь от образцового комсомольца до образцового стиляги (молодежная субкультура СССР, основанная на американском образе жизни). Атмосфера эпохи была показана основательно, красочно и с размахом: всего для актеров и массовки было пошито 800 костюмов. Другой особенностью мюзикла стало обилие в нем ностальгических хитов, обработанных в джазовой и рок-н-ролльной стилистике. История о попытках быть молодым и свободным в условиях несвободы была тепло встречена и критиками, и зрителями, причем не только российскими, но и американскими.

image Кадр из фильма «Большой» &nbsp/&nbsp

Закрытый мир на балетной орбите

Сергей Грачёв, «АиФ»: Валерий Петрович, несмотря на то что действие вашей картины происходит в наши дни, ряд критиков и зрителей отметили, что в нём есть ощущение ностальгии по советскому прошлому.

Валерий Тодоровский: Я впервые слышу подобное мнение. То, что фильм выглядит, как вы говорите, не очень привязанным к сегодняшнему дню, то это получилось само собой. Люди, посвятившие себя балету, живут в неком отрыве от действительности. Находятся как бы в резервации. Я не говорю, что они выпали из реальности, просто балетный мир довольно герметичный. И, погружаясь в него в ходе работы над фильмом, я был поражён самоотверженному, фанатичному служению людей этому виду искусства.

Причём это касается не только артистов, но абсолютно всех сопричастных, включая бабушек-билетёрш. Люди, однажды оказавшиеся на этой орбите, уже никогда по доброй воле её не покидают. Для меня всё это было открытием. И, конечно, я полюбил этих людей, поскольку нечасто встретишь тех, кто по-настоящему живёт своей профессией, испытывает радость и счастье просто от сопричастности к балету.

Это не фильм, в котором надо было экспериментировать и ломать стереотипы. Наоборот, это фильм про сами стереотипы. История, которую я рассказываю, очень проста: как люди попадают на эту сцену, как они проживают целую жизнь ради того, чтобы постоять на ней пять минут.

— Может быть, это ощущение ностальгии у зрителя возникает подсознательно? Просто потому, что в сегодняшнем кино советская тематика стала достаточно явной тенденцией?

— В прокатном кино я такой тенденции не вижу. А вот в кино телевизионном она действительно есть. Практически каждый второй сериал у нас обращён к советскому времени. Но это вполне нормально и объяснимо. После 70 лет советской власти в какой-то момент обнаружилось, что у нас огромные пласты этой части истории кинематографом вообще никак не осмыслены, не отражены. Взять, к примеру, американцев: у них довольно скромная (по европейским меркам) история, они вдоль и поперёк осмыслили её через кино. У них сняты фильмы про всех президентов, про все войны, про рабство, про журналистов, которые устроили Уотергейтское дело, — про всё и всех! В США даже про каждого более или менее приличного боксёра снято кино. У нас же в этом плане непаханое поле. 

Естественно, через кинематограф происходит активное освоение истории вширь. Потом наступит момент, когда осваивать начнут вглубь. В нашей истории столько ярких личностей, а фильмы сняты лишь о единицах! 

Люди, посвятившие себя балету, живут в неком отрыве от действительности.

— А насколько это будет нужно и интересно зрителю?

— Советский Союз — это совсем недавнее прошлое, и подавляющее большинство жителей современной России прекрасно его помнит. Я тоже хорошо его помню, но не ностальгирую по нему. В то же время понимаю людей, которые испытывают это чувство. Для многих это было по-своему прекрасное время. Как минимум это их молодость. И, конечно, они с удовольствием перенесутся в те годы. В этом я не сомневаюсь.

image Новость по теме Валерий Тодоровский: надо решать проблемы, а не бороться с киноиллюзиями

Дорогое ощущение свободы

— Фёдор Бондарчук, например, считает, что снимать кино про прошлое и про будущее значительно легче, чем про настоящее. Вы согласны?

— Согласен полностью! Настоящее быстротечно, оно ускользает, как песок сквозь пальцы. Только ты снял фильм, а он уже может оказаться устаревшим. Кроме того, настоящее никак не сформулировано. Ты не можешь его ухватить, не понимаешь до конца — какое оно. Мы живём в тревожном, быстро меняющемся мире, и уловить его нерв очень сложно. Это не только нашей страны касается. Так везде.

В нашей истории столько ярких личностей, а фильмы сняты лишь о единицах!

— Есть мнение, что в советские годы молодёжь шла в творческие профессии, будь то балет или кино, ради того, чтобы в первую очередь служить искусству. На возможность заработать большие деньги рассчитывать особо не приходилось. А сейчас основным стимулом для молодых стали деньги и слава, которую опять же можно конвертировать в ещё большие деньги.

— Современная молодёжь более свободна, у неё есть ощущение, что перед ней открыт весь мир, и это дорогого стоит. Раньше такого ощущения не было. Но в целом, что сейчас, что в советское время, у молодёжи творческих профессий амбиции одинаковые. Люди хотят состояться, стать кем-то. И, кстати, по поводу денег вы сильно ошибаетесь. Если ты в Советском Союзе становился звездой, то по меркам того времени, той страны финансово ты был гораздо более обеспечен, чем большинство граждан. Просто критерии благосостояния были другие. Успешный артист имел «Волгу», хорошую квартиру, которую ему давали бесплатно, что молодому поколению сегодня даже трудно себе представить. Так что материальный стимул был всегда, но он не являлся и не является первоочередным.

image Статья по теме Валерий Тодоровский: «Говорю всё, что думаю, и знаю – меня не посадят»

Большой (2016)

Следующий полнометражный фильм Тодоровского вышел лишь спустя восемь лет, и это стало настоящим событием киносезона. Работа шла в тесном сотрудничестве с Большим театром: съемки велись на его исторической сцене, участие в них приняли более 70 профессиональных артистов балета. Амбициозный и красивый проект рассказывает не слишком оригинальную историю восхождения молодой провинциальной танцовщицы на творческий Олимп. Но вызвавший неоднозначные отзывы критиков фильм все же оказался прекрасен. Хотя бы за счет того, с какой завороженностью и восторгом создатели показали всю тонкость и изящество русского балета.

image Кадр из фильма «Одесса» &nbsp/&nbsp

Подмосковные вечера (1994)

Третий фильм режиссера, ставший для него настоящей творческой проверкой. Критики так и не сошлись во мнении, к какому жанру отнести вольную экранизацию повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Кто-то увидел в истории о вспыхнувшей и угасшей страсти холодный саспенс, а кто-то разглядел в ней первую русскую экзистенциальную драму. Богатое и неопределенное жанровое наполнение, аккуратные художественные приемы и прекрасные Ингеборга Дапкунайте и Владимир Машков в главных ролях. Премьера картины состоялась на Каннском фестивале, одном из главных смотров в мире кинематографа. Впоследствии фильм получил несколько престижных наград и ряд номинаций, в том числе на главный приз «Кинотавра».

image Кадр из фильма «Страна глухих» &nbsp/&nbsp

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий