Почему известный соцреалист Гелий Коржев стал писать мутантов-тюрликов и картины на библейские мотивы

Да не обманет нас умиротворённое название коржевского полотна: смысл этой беседы трагичен, полон горечи и памяти невыносимой.

Он именно такой — живописец Гелий Коржев. Темы вроде бы официально ожидаемые, а смысл — ранит.

И жизнь его, внешне счастливая, полна глубинных раздумий о цене счастья.

Художественный институт имени Сурикова; по окончании — живопись и преподавание. Премии, награды… Впечатляющий перечень высоких званий: народный художник РСФСР и СССР, действительный член Академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, а до того — лауреат премии РСФСР имени Репина… между прочим, за живописный триптих «Коммунисты»…

А рядом — боль. «Следы войны»… «В дни войны»… «Опалённые огнём войны»… «Заложники войны»…

Никакого официоза — кровавая печать только что прогремевшей народной беды — на всех этих сериалах: вроде бы вписываются в социалистический реализм, но внутренне абсолютно от него не зависят. А зависят — вот от той самой кровавой цены истории.

Это — на всех полотнах.

«Поднимающий знамя»… Знамя — красное, выпало — из рук убитого соратника.

«Интернационал»… Ноги в обмотках, рядом — ноги убитого солдата.

«Проводы»… Алая петлица на гимнастёрке мобилизованного — цвета крови.

«Серп и молот»… Советские символы — твёрдой рукой реалиста. Но и они обложены лентой цвета крови.

Кровь, смерть… И никакого марша миллионов к светлому будущему?! И никаких жестов с трибун: вперёд к победе?… И никакого намёка на победоносных вождей?

Как? А Сталин? Да. На трафаретном портрете, перед которым художник от промозглого холода кутается в шинель.

Ленин — есть хоть где-нибудь (до той самой «Беседы», к которой мы скоро подойдём)? Да. Бюст, брошенный на свалку, в куче рваных красных плакатов.

И такое же непреходящее ощущение трагической цены и расплаты — в облике героев мировой истории.

Дон-Кихот — поверженный. Рука ещё сжимает рукоять меча, и голова перевязана, а глаза мучительно распахнуты в бесконечность…

Гомер, изваянный на века, — закрывает глаза, загадочно осмысляя смысл происходящего…

Адам с Евой на руках — «Лишённые рая» — она прячет лицо, он глядит вперёд с отчаянной решимостью…

И «Слепой певец» с аккордеоном. Аккордеон, конечно, 1945 года…

Российская, советская история — в контексте тысячелетних испытаний, оставляющих кровавые следы.

Вот теперь всмотримся в «Беседу», которую иные историки нашей живописи склонны считать чуть не запрещенной при советской власти.

Завершена — в 1987-м, через два года после награждения живописца орденом Ленина.

Ленин с орденского аверса устремлен вперед. Этот — молчит, надвинув на глаза знаменитую кепку. «Молчит» и фон: каменная кладка стены, окно, забранное решёткой. И собеседник Ленина тоже молчит. Руки, покореженные многолетней работой, сложены на посохе. Седина окаймляет лицо, на котором застыло пережитое. Глаза — не видят. Или видят своё — погасшие для внешнего мира, который лучше бы не видеть.

Вот он, русский человек, переживший революционную жуть. Ослепший от несчастий. Вспомнивший Христа в разгар атеистического безумия. Опомнившийся после гражданского братоубийства. Готовый к новым смертельным испытаниям после очередных передышек.

Это и есть тема «Беседы». Тема раздумий, подсказанных Коржевым вождю. Раздумий о том, что произошло с Россией.

Не только Россия воскресает в этих раздумьях. Отчаянный Дон-Кихот воскресает. Загадочный Гомер воскресает. И наш родной Иван, которому хочется крикнуть:

— Вставай! Всё поправимо! Ничто не потеряно! Вставай же!..

Биография

Гелий Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве[2][3]в семье архитектора Михаила Коржева.

Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944—1950) у С. В. Герасимова.

В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами художник обращается к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях (триптих «Коммунисты», 1957—1960, серия «Опалённые огнём войны», 1962—1967, — эти работы находятся в собрании ГРМ).

Произведения художника написаны в осязательно-предметной манере, проникнуты драматизмом нашей жизни и пафосом непреклонного мужества («Влюблённые» (1957—1959), «Егорка-летун» (1976—1980), «Опрокинутый» (1970—1976), «Обреченная» (1970—1975), «Заслон», «Художник» (1960—1961), «Дезертир» (1985—1995), «Последний звонок» (1985), «Дополнительный урок» (1987—1993), «Достоевский на каторге» (1986—1990), «К своим» (1988—1990), «Маруся» (1990—1991), «Искушение» (1985—1990), «Распятие» (1993—1994)).

Символом политических интриг «перестроечного» периода стали сюрреалистические «Мутанты[4]» (Тюрлики; 1984—1991, собственность художника). В 1990-е годы мастер не раз обращался к мотивам Дон Кихота и Евангелия.

«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — основа жизненной философии мастера.

Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Профессор (1966).

. Член Союза художников СССР. Первый секретарь Союза художников РСФСР (1968—1975).

Депутат Верховного Совета РСФСР 6-го и 9-го созывов.

Умер 27 августа 2012 года. Похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Памятник на могиле выполнен внуком Иваном по эскизам самого художника.

Семья

  • Дед — Пётр Васильевич Коржев.
  • Отец — Михаил Петрович Коржев (1897—1986), архитектор советского авангарда, один из основоположников советской ландшафтной архитектуры.
  • Жена — Кира Владимировна Коржева (урожденная Бахтеева; 1923—2007), художник, живописец.
  • Дочери — Ирина и Анастасия Коржевы.
  • Внук — Иван Коржев (р. 1973), скульптор-монументалист, архитектор. Заслуженный художник РФ (2008).

🎨 Гелий Коржев. Художник русской беды 🎨

Гелий Коржев. Художник русской беды и его уникальный свободный реализм с приставкой «СОЦ»

Биография[править | править код]

Гелий Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве[2][3]в семье архитектора Михаила Коржева.

Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944—1950) у С. В. Герасимова.

В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами художник обращается к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях (триптих «Коммунисты», 1957—1960, серия «Опалённые огнём войны», 1962—1967, — эти работы находятся в собрании ГРМ).

Произведения художника написаны в осязательно-предметной манере, проникнуты драматизмом нашей жизни и пафосом непреклонного мужества («Влюблённые» (1957—1959), «Егорка-летун» (1976—1980), «Опрокинутый» (1970—1976), «Обреченная» (1970—1975), «Заслон», «Художник» (1960—1961), «Дезертир» (1985—1995), «Последний звонок» (1985), «Дополнительный урок» (1987—1993), «Достоевский на каторге» (1986—1990), «К своим» (1988—1990), «Маруся» (1990—1991), «Искушение» (1985—1990), «Распятие» (1993—1994)).

Символом политических интриг «перестроечного» периода стали сюрреалистические «Мутанты[4]» (Тюрлики; 1984—1991, собственность художника). В 1990-е годы мастер не раз обращался к мотивам Дон Кихота и Евангелия.

«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — основа жизненной философии мастера.

Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Профессор (1966).

. Член Союза художников СССР. Первый секретарь Союза художников РСФСР (1968—1975).

Депутат Верховного Совета РСФСР 6-го и 9-го созывов.

Умер 27 августа 2012 года. Похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Памятник на могиле выполнен внуком Иваном по эскизам самого художника.

Семья[править | править код]

  • Дед — Пётр Васильевич Коржев.
  • Отец — Михаил Петрович Коржев (1897—1986), архитектор советского авангарда, один из основоположников советской ландшафтной архитектуры.
  • Жена — Кира Владимировна Коржева (урожденная Бахтеева; 1923—2007), художник, живописец.
  • Дочери — Ирина и Анастасия Коржевы.
  • Внук — Иван Коржев (р. 1973), скульптор-монументалист, архитектор. Заслуженный художник РФ (2008).

Суровый стиль

Взгляните, сюжеты социальные, а не социалистические. «Влюблённые» — не молодая уставшая пара. Они уехали подальше от глаз посторонних. Возможно, им негде встречаться, а может они вместе работают в поле. Эти влюблённые нетипичны, зато их чувство глубокое, как краски на холсте.Изувеченные, но сильные. Свободный дух и «суровый стиль» — вот что отличает этого советского художника. В Великую Отечественную Войну рвался на фронт, но его не взяли. К работе своей Коржев относился крайне серьёзно. Дело тут не в удовлетворении творческой гордыни. Жизнь его была подчинена строгому расписанию. Подъём в 8 утра. Весь день в мастерской и лишь один перерыв на обед. Домашние знали, не стоит отвлекать художника. Деньги для Коржева не имели большого значения. Многие рассказывали, как он неохотно продавал картины. Долго приглядывался к покупателю, и часто отказывался от сделки по необъяснимым причинам.  

«Суть метода реализма — непрерывная борьба художника с ложью», — его основной постулат. И с ложью Гелий Коржев боролся вокруг себя и внутри себя. На холст попадала только правда, конечно, как он её видел.  

В 90-х годах на полотнах Коржева оживают мифические существа — тюрлики. Уродливые персонажи беснуются в картинных рамках. Неожиданная серия работ как диагноз действительности. Время на изломе и его вряд ли можно излечить. В 2001 первом он дал интервью, в котором объяснил, почему быстро бросил изображать тюрликов: картины начали воспринимать как памфлеты. Слишком просто. И Коржева это не устроило.Первая персональная выставка Гелия Коржева в России состоялась в Третьяковской галерее в 2017 году. Развеяны все сомнения о значимости его творчества. Но, к сожалению, самое крупное собрание работ находится в Америке. В коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе в Музее русского искусства.   

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий