«Он выдавливал раба, скота, жлоба из зрителей» О «тирании» Товстоногова по отношению к актерам и публике

Гога

С самого детства Георгия Товстоногова отличали неординарность мышления и ярко выраженная индивидуальность. В 15 лет он получил свидетельство о полном высшем образовании, а в 16 стал ассистентом режиссера в Театре юного зрителя в Тбилиси. Еще спустя два года талантливый молодой человек поставил свой первый спектакль и в том же году решил повысить квалификацию на режиссерском факультете ГИТИСа. Известно, что для поступления на курсы ему пришлось прибавить себе два года.

Имея поразительную способность быстро и, главное, эффективно усваивать знания, Товстоногов стремился скорее воплотить их в режиссуре. Возможно, он торопился жить, а может быть, это была естественная жажда успеха на театральном поприще. Как бы то ни было, горячность и талант молодого режиссера не остались незамеченными, и его карьера пережила стремительный взлет от режиссера Тбилисского русского драматического театра им. А. Грибоедова до главного режиссера БДТ им. М. Горького.

Несмотря на вынужденные кадровые перестановки, которые незамедлительно последовали за назначением Георгия Товстоногова, в БДТ его высоко ценили и по-настоящему любили практически все сотрудники. За глаза его ласково называли Гога. Единственное, что печалило его коллег, — неискоренимая зависимость Гоги от сигарет, которые вредили его здоровью.

Театральные постановки А. Товстоногова

Безусловно одаренный режиссер Александр Георгиевич Товстоногов в семидесятых годах прошлого столетия поставил несколько спектаклей на сцене Ленинградского большого драматического театра, которые не сходили с подмостков в течение многих лет. Это постановки: «Провинциальные анекдоты», «С вечера до полудня», «Валентин и Валентина». В Ленкоме Ленинграда с успехом шел его спектакль «Любовь Яровая», а в столице Товстоногов-младший становится крестным отцом мюзикла «Три мушкетера».

В те застойные годы этот мюзикл буквально всполошил всю Москву. Спустя годы, используя идею мюзикла, режиссер Юнгвальд-Хилькевич снимет музыкальный трехсерийный фильм «Дартаньян и три мушкетера», так полюбившийся зрителям. Но театралы знают и помнят постановку Александра Товстоногова, которая оказалась на порядок выше. Об этом свидетельствуют многие актеры и сам исполнитель роли Дартаньяна В. Кочан.

Нежданная любовь

Евгений Лебедев и Натела Товстоногова. / Фото: www.pokazuha.ruГеоргий Александрович к тому времени остался один с двумя детьми – супруга оставила его и двух сыновей, не желая прерывать артистическую карьеру. Помогать с детьми брату стала подросшая Натела. Она перебралась вместе с племянниками к брату в Ленинград.А Лебедев стал часто бывать у Товстоноговых. Они в быту были по-детски беспомощны, и актер с энтузиазмом стал им помогать. Евгений Алексеевич мог выполнить любую мужскую работу, а еще изумительно управлялся с детьми: пеленал, кормил, гулял. Он вообще был очень приспособлен к жизни, в отличие от своих друзей. Георгий Товстоногов. / Фото: www.историк.рфНатела Александровна совершенно не думала о браке с Евгением Алексеевичем. Но его поддержка, готовность прийти на помощь в любую минуту не могли оставить ее равнодушной. Так и получилось, что Лебедев вскоре стал ее мужем.

Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова

Москва принесла успех и призвание Александру Георгиевичу, но неожиданно он решает уехать на родину предков, в Грузию. Там в течение пяти лет Александр Товстоногов руководит Тбилисским русским театром. По сути, эти годы оказались самыми счастливыми и плодотворными в творческой карьере режиссера. Спокойно, никому и ничего не доказывая, Товстоногов Александр Георгиевич в Тбилиси ставит свои лучшие спектакли.

Можно назвать несколько постановок:

  • «Энергичные люди» Вампилова.
  • «Точка зрения» Шукшина.
  • «Райские яблочки» Котетишвили.

Товстоногов возобновляет мюзикл «Три мушкетера» и роль Констанции отводит потрясающей актрисе Ариадне Шангелая. В эти же годы с большим успехом идут его постановки по пьесам Горина, Арбузова, Юрандота. Благодаря ему Русский театр в Тбилиси становится самым посещаемым и любимым в городе. Из местного театрального института Сандро Товстоногов набирает себе студентов, с которыми с удовольствием работает.

Все актеры любят своего режиссера, и он им платит взаимностью, а вершиной его театральной работы становится спектакль «Сон в летнюю ночь». Получив после этой постановки звание Народного артиста Грузии, Александр Товстоногов решает, что его миссия окончена, и переезжает в Москву.

Последние работы

Последним спектаклем Товстоногова стала постановка «На дне» по Гоголю. Режиссер попросил Кочергина с помощью декораций сделать петербургское, а не московское «дно». Тогда художник построил коробку-колодец.

«Когда декорации закрывались, получалась большая питерская стена без окон, – объясняет Кочергин. – В Москве таких почти нет, а у нас – тысячи». В пространстве дома-колодца и размещались актеры.

image
Главный художник БДТ рассказал о совместной работе с Товстоноговым. Фото: АиФ/ Яна Хватова

На премьеру спектакля приехал сам Горбачев с женой. Генсеку так понравилась постановка, что он даже сфотографировался с актерской труппой на сцене. По воспоминаниям Кочергина, фото получилось комичным: в центре стоял Горбачев, а вокруг него – неразгримированные артисты-бомжи с очень серьезными лицами.

После этого спектакля Товстоногов мечтал поставить «Закат» Исаака Бабеля. Спектакль должен был стать одной из самых сильных постановок БДТ, но этому не суждено было случиться. Сначала советские власти запрещали ставить «Закат», а потом Товстоногов был уже слишком слаб, чтобы справиться с такой грандиозной работой.

После смерти режиссера новый худрук БДТ Кирилл Лавров решил воплотить мечту Товстоногова в реальность и пригласил для этого бывшего главного режиссера Ярославского драмтеатра. Лавров попросил Кочергина рассказать новому режиссеру обо всех наработках в спектакле.

image
Таким Товстоногова увидел художник Мурванидзе. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Когда Кочергин встретился с ярославцем, то понял, что он не потянет. Как Кирилл Лавров ни уговаривал художника, тот не согласился работать с новым режиссером. Тогда для оформления спектакля взяли нового художника. Но постановка совсем не получилась и так и не была выпущена. Кочергин признается: жаль, что все так вышло, но Георгия Товстоногова он не предал.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий