«Меня били нещадно. Я отвечала, махала кулаками, но никогда не побеждала». Людмила Петрушевская — о травле

Писательница-диссидент

image

Биография Людмилы Петрушевской содержит немало печальных страниц. Так, на протяжении многих лет ей фактически приходилось писать в стол. Редакции толстых литературных журналов имели негласный запрет не печатать произведения писательницы. Причина этого была в том, что большинство ее повестей и рассказов были посвящены так называемым теневым сторонам жизни советского общества.

При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда-нибудь эти тексты увидят свет и найдут своего читателя. В тот период ею были созданы пьеса-шутка “Анданте”, пьесы-диалоги “Изолированный бокс” и “Стакан воды”, пьеса-монолог “Песни XX века” (именно она дала название ее более позднему сборнику драматических произведений).

Вариант 2

Литература – поистине интересное занятие, в котором человек может проявить все свои таланты, в какой-бы области он их до этого не применял, в литературу пойдёт всё, что можно уместить на бумаге. Литература также толерантное место, и потому человек любого пола может писать, однако так было далеко не всегда, и порой представительница преимущественно слабого пола приходилось бороться за своё право создавать литературные произведения точно также как и все остальные, наравне с мужчинами. На данной почве возникало огромное количество различных конфликтов, ведь большинство людей было против. Однако, даже несмотря на несогласия большинства, такие люди добились своего права быть в литературе. Прекрасным примером подобного автора послужит писательница Людмила Петрушевская.

Людмила Катаева родилась в 1938 году в Москве. В самом детстве писательницу постигла трагедия – погибла её семья во время войны. И девочке пришлось сначала скитаться по всем своим родственникам, а позже просто непросто она попала в детский дом, где с ней обращались отнюдь не хорошо. Однако преодолев всё это, она смогла выйти хорошим человеком, и она также смогла не потерять свои интересы, а интересов у неё по правде было огромное множество. Она занималась литературой, и любым другим творчеством, которое было доступно в том месте, которое она вынуждена, называла домом. После, вы, пустившись, она решила начать развивать свою карьеру, и пробовала себя во всех сферах творчества, и в итоге она начала заниматься всем по немного, параллельно также активно занимаясь писательством. Написав большое количество произведений, которые были отлично приняты, она смогла поверить в себя, и благодаря этой вере пишет по сей день.

Личная жизнь Людмилы Петрушевской

image

Петрушевская была замужем за руководителем галереи на Солянке Борисом Павловым. Он скончался в 2009 году.

Всего у героини нашей статьи трое детей. Старший – Кирилл Харатьян родился в 1964 году. Он журналист. Одно время работал заместителем главного редактора издательского дома “Коммерсантъ”, затем был одним из руководителей газеты “Московские новости”. В настоящее время работает заместителем главного редактора газеты “Ведомости”.

Второго сына Петрушевской зовут Федор Павлов-Андреевич. Он родился в 1976 году. Он также журналист, продюсер, телеведущий и художник. Дочь писательницы Наталья Павлова – известный музыкант, один из основателей столичной фанк-группы.

Детство и юность

image

Узнать биографию Людмилы Петрушевской вы можете из этой статьи. Русская писательница родилась в Москве в 1938 году. Ее отец был служащим. Дедушка был широко известен в научных кругах. Николай Феофанович Яковлев был знаменитым лингвистом-кавказоведом. В настоящее время он считается одним из основателей письменности для ряда народов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Петрушевская Людмила Стефановна жила некоторое время у родственников и даже в детском доме, расположенном под Уфой.

Когда война закончилась, поступила на факультет журналистики Московского государственного университета. Параллельно стала работать корреспонденткой в столичных газетах, сотрудничать с издательствами. В 1972 году заняла пост редактора на Центральной студии телевидения.

Творческая карьера

image

Людмила Стефановна Петрушевская в раннем возрасте начала писать сценарии для студенческих вечеринок, стихи и короткие рассказы. Но при этом совершенно в то время еще не задумывалась о карьере писателя.

В 1972 году было опубликовано ее первое произведение в журнале “Аврора”. Им стал рассказ под названием “Через поля”. После этого Петрушевская продолжила писать, но рассказы ее перестали публиковать. Трудиться в стол пришлось на протяжении не менее десяти лет. Печатать ее произведения стали только после перестройки.

Помимо прозаических произведений героиня нашей статьи работала в качестве драматурга. Ее постановки шли в самодеятельных театрах. Например, в 1979 году Роман Виктюк в театре-судии дома культуры “Москворечье” поставил ее пьесу “Уроки музыки”. Театральный режиссер Вадим Голиков – в театре-студии Ленинградского государственного университета. Правда, практически сразу после премьеры постановка была запрещена. Напечатали пьесу только в 1983 году.

Еще одна знаменитая постановка по ее тексту под названием “Чинзано” была поставлена во Львове, в театре “Гаудеамус”. Массово профессиональные театры начали ставить Петрушевскую начиная с 80-х годов. Так, зрители увидели одноактное произведение “Любовь” в театре на Таганке, в “Современнике” вышла “Квартира Коломбины”, а во МХАТе – “Московский хор”.

Сказки и рассказы Л. Петрушевской. Произведения и биография

 Белые чайникиБудильникВторая биологическая сказкаВсе непонятливыеВерблюжий горбВолшебная ручкаВерба-хлестВолшебные очкиГирлянда птичекДай капустки!..Дядя Ну и тетя ОхДедушкина картинаДевушка НосДуська и Гадкий УтенокДве сестрыЖучок-водомеркаЖиробей и Божья СлоновкаЖил-был Трр!Заячий хвостикИванычИстория живописцаКот, который умел петьКрасивая СвинкаКозявкаКоролева ЛирКрапива и МалинаКошкин городок (новогодняя сказка)Лечение ВасилияМолодой ОселМастерМальчик-бубенчикМоллюск и МоллюскаНовые приключения Елены ПрекраснойОстров летчиковОт тебя одни слезыОсел и козелПервая биологическая сказкаПушинкаПаровоз и лопатаПринцесса БелоножкаПриключение в космическом королевствеПринц с золотыми волосамиРозаСказка с тяжелым концомСказка о диком городеСторожСтарая дружбаСамоварСчастливые кошкиСказка о часахСны девочкиСказка про веник и палкуЦарь природыЧеловекЧемодан чепухи  

Читать все сказки и рассказы ПетрушевскойЧитать сказки других известных авторов

  Творчество Петрушевской — особый, во многом уникальный художественный мир. Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко. Жанровое разнообразие её произведений достаточно велико. Это и драматургические, прозаические произведения, а также сказочная проза. Пьесы, рассказы и повести Людмилы Петрушевской обычно ужасают, а сказки, напротив, радуют — такой уж дар у этого художника слова.   Сказки Л.С. Петрушевской, предназначенные и для детей, и для взрослых, прочно базируются на богатом арсенале художественных средств народной волшебной сказки. Намазавшись чудесной мазью, старушки превращаются в девчонок («Две сестры»); колдунья дарит сестрам-близнецам дар волшебства («Крапива и Малина»); один колдун награждает красавицу длинным носом, а другой — маленьким, врач Анисим с помощью лекарства возвращает ей утраченный палец («Девушка Нос»).   В то же время своей устремленностью к злободневным проблемам современности сказки Петрушевской сродни рассказам. В «Крапиве и Малине» это проблема становления личности у старшеклассников; в «Девушке Hoc» — размышления о красоте, любви и счастье; в «Двух сестрах» -вопрос о выживании наиболее слабых и незащищенных в нашем обществе -стариков и детей.   Сказки Петрушевской поэтичны и веселы. Их герои живут в тридевятом государстве, где встречаются графы и есть улицы с необычными названиями (улица Правой руки) и вполне современные парикмахерские, библиотеки, школы. Хотя время действия у Петрушевской обобщенное, как и в народных сказках, от стереотипных формул, характерных для их поэтики, она отказывается. Вместо этого в ее сказочной прозе даны художественные индивидуализированные описания внешности героев, их характеров, жилищ. Поэтичен и неповторим портрет красавицы Нины из сказки «Девушка Нос»: «Когда она смеялась, казалось, что светит солнце. Когда она плакала, казалось, что падает жемчуг. Одно ее портило — большой нос» ( Петрушевская Л.С. Настоящие сказки. — М., 1997. — С. 53.). Индивидуализированность возникает здесь благодаря удачной портретной детали — длинному носу. Собственно художественные средства выражают мысль о неповторимости и ценности индивидуальности. Эта идея раскрывается затем через сюжет: именно смешной облик героини привлекает к ней бедного молодого человека, который в конце концов и женится на своей милой.   В сказках Петрушевской юмор проявляется наиболее полно и щедро. Юмористический эффект создают детали, портреты и речь героев. Смешны речевые штампы современных детей в разговорах интеллигентных бабушек-девочек, намеренно употребляющих жаргонизмы из предосторожности, чтобы их не разоблачили взрослые («Две сестры»). Сострадание к человеку, в каких бы ситуациях он ни оказывался, внимание к «вечным» и болевым проблемам нашего времени, тонкий языковой слух, умение снять напряжение с помощью смеха, богатство фантазии — все это грани того литературного чуда, имя которому Людмила Петрушевская.  

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий