Малевич, которого вы не знали: малоизвестные факты о жизни и творчестве художника

Казимир Малевич: как все начиналось

Художник родился в Киеве 11 февраля 1879 года. Родители Казимира были поляками по происхождению. Отец был управляющим на сахарном заводе, а мама занималась домашним хозяйством. В семье Малевичей было четырнадцать детей, однако из них в детстве умерли пятеро. Казимир получил образование в художественной школе знаменитого украинского художника Мурашко.

С 1986 года семья Малевичей живет в Курске. Казимир стал работать мелким чиновником, но со временем бросил службу ради искусства. Вначале Малевич работает в стиле импрессионизм. Далее художник активно участвует в футуристических выставках: в частности он занимался оформлением оперы «Победа под Солнцем». Во время работы над постановкой художника осенила мысль о написании картины, впоследствии прославившей его на весь мир. Речь идет о картине «Черный квадрат» Малевича.

Художник в юности

Известно, что в период с 1895 по 1896 годы Казимир посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, и учился у Николая Пимоненко.

Позже семья Малевичей жила в Курске и Москве. Казимир здесь работал чертежником. В 1899 году Малевич женился на Казимире Ивановне Зглейц, в 1902 году они повенчались. А уже в 1904 году Казимир Малевич решил круто поменять жизнь – переехать в Москву, но, правда, сам. Жене не понравилась эта идея, ведь супруг оставлял ее одну в Курске с маленькими детьми.

В Москве он целых три раза подавал прошение, чтобы его приняли в Московское училище живописи, но Казимира не принимали. Когда Малевичу отказали первый раз, художника отказался от идеи «несолоно хлебавши» вернуться в Курск, поэтому поселился в художественной коммуне в Лефортово.

Во второй раз он подал прошение на поступление в училище в 1906 году, но его снова не приняли. Позже в Москву перебралась мать Казимира – Людвига Александровна. Она получила работу заведующей столовой и снимала пятикомнатную квартиру. К матери переехал и Казимир со своим семейством – женой и двумя детьми – они поселились в трех комнатах.

Вскоре у супругов обострились отношения и Казимир с Казимирой расстались. Супруга художника перебралась с детьми в село Мещерское, где работала фельдшером в психиатрической больнице. Там она познакомилась с местным врачом и позже уехала оттуда вместе с ним, а детей оставила на попечении одной сотрудницы больницы.

image
Портрет второй жены Казимира Малевича, Софьи Михайловны Рафалович, 1934 Фото: репродукция

Позже, когда отец приехал за детьми, они находились у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича. Здесь же он познакомился с его дочерью Софьей Рафалович. Вскоре она стала его гражданской женой, а спустя несколько лет, когда же он все таки добился развода с Казимирой он смог официально заключить брак с Софьей.

Творчество 

В 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских работ Малевича, где он знакомится с художниками Василием Кандинским, Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым и Иваном Клюном. С этого времени вектор творчества Казимира сместился в сторону авангарда.

Малевич стал принимать участие в других выставках, был членом разных творческих объединений, представляя одну за другой свои работы. Большинство из них дошли до наших дней и выставляются в музеях Нью-Йорка, Амстердама. Также недавно их показывали в Лондоне. 

Художник сначала работал в фольклорной тематике, затем его живопись стала более монументальной. В творчестве Малевича этого периода чувствуется влияние французских фовистов. А через пару лет в картинах Казимира появилась жесткая цветная геометрия. Он открыл для себя алогизм.

В декабре 1913 года Малевич с  друзьями поставил спектакль “Победа над Солнцем” в петербургском театре “Луна-парк”. Именно в это время, разрабатывая декорации, Малевич впервые использовал образ знаменитого “Черного квадрата”. (Читать больше: В юности Малевич разрисовывал хаты под Харьковом )

Первая персональная выставка художника “Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму” прошла в декабре 1919 года. Вторая – состоялась в 1923 году и была посвящена 25-летию творческой деятельности.

В 1919 году он с семьей переехал в Витебск, где преподавал супрематизм до 1922 года. В эти годы художник практически не писал картины, а увлеченно работал над философскими и теоретическими трудами: “Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика”, “Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой” и другими. Он часто выступал с ними на конференциях.

Творчество

Писать картины, по собственным воспоминаниям, Малевич начал в 1894 г. Работал в технике масляной живописи. Его первый пейзаж с изображением лунной ночи быстро нашел покупателя. Работу оценили в 5 руб.

После рисовальной школы Казимир увлекся импрессионизмом и работал в этом стиле вплоть до переезда в столицу в 1905 г. В Москве Малевич жил в коммуне художников. Здесь он много общался с другими живописцами, впитывал их знания, опыт. 

В поисках собственного творческого почерка художник копировал манеру именитых мастеров, много писал в духе импрессионизма, неоимпрессионизма («Портрет члена семьи художника», «Пейзаж с желтым домом»).

image Портрет члена семьи художника

С 1910 г. начинается период авангардизма в творчестве Малевича. Он вступает в «Бубновый валет», самое крупное объединение раннего русского авангарда. Картины того периода:

  • «Садовник»;
  • «Мозольный оператор в бане»;
  • «Купальщик»;
  • «Полотеры». image Полотёры

Тогда же художник создает свою первую крестьянскую серию. Она начинается с полотен в духе неопримитивизма, на которых фигуры людей демонстративно увеличены, искажены: 

  • «Уборка ржи»; 
  • «Крестьянка с ведрами и ребенком»; 
  • «Крестьянки в церкви»; 
  • «Жницы».

Серия заканчивается картинами в стиле футурокубизма: «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне». 

Женщина с ведрами

Малевич искал себя в импрессионизме, примитивизме, кубизме и других направлениях авангарда. Ни один из них не соответствовал его взглядам на взаимодействие искусства и реальности. И в 1915 г. Казимир Северинович основал новое направление в авангардистском искусстве супрематизм (от лат. «наивысший»). 

В своей книге он писал, что творчество возможно, только если предлагаемая форма не берет начала ни в чем, уже созданном природой.

Малевич видел смысл искусства не в копировании натуры, а в создании качественно новой реальности на холсте. В основе 3 фигуры: квадрат, круг, крест. Из этих первоформ художник и строил свои супрематические картины. Основные цвета: черный, синий, желтый, красный. 

Супрематическая композиция

Впервые супрематические полотна Малевич продемонстрировал на Последней футуристической выставке картин «0.10». Здесь в числе еще 38 работ первый раз экспонировался «Черный квадрат», размещенный в «красном углу» наискосок, как икона. Этот манифест супрематизма был воспринят современниками неоднозначно, что не помешало полотну получить широкую известность. 

Очень скоро изображения в стиле супрематизма стали популярны в декоративно-прикладном искусстве. Шарфы, сумки, шкатулки, коврики с изображением геометрических фигур стремительно входили в моду. Супрематизм проник в архитектуру, дизайн, кино, фотографию. 

Черный квадрат: значение картины 

История создания одной из самых известных в мире картин окутана флером таинственности. Безусловно, с подачи автора. По степени загадочности и обсуждаемости с «Черным квадратом» может сравниться только «Джоконда» Леонардо да Винчи. 

ИзвоспоминанийКазимираСевериновичаизвестно, чтоидеявозниклаво времяработынаддекорациямикопере «Победанадсолнцем» в1913г. Частьзанавесапредставляла собойзакрашенныйчернойкраскойквадрат.

Окончательно же образ картины сложился позже, когда художник увидел со спины гимназиста с огромным черным ранцем за плечами. Идущего по снегу ребенка совсем не было видно. Только движущийся квадрат, олицетворяющий собою прошлое и будущее человека. 

В других воспоминаниях Казимир Малевич отмечал, что картина родилась внезапно и писалась грозовой ночью после недели беспокойства и скверного самочувствия. Художник утверждал, что в картине можно рассмотреть лик Бога.

Черный квадрат

Есть версия случайного создания «Черного квадрата»: у художника не получалась какая-то работа, он разнервничался и зарисовал холст черной краской. Эту догадку опровергает химический анализ холста, который установил, что картина написана тремя самодельными красками:

  • охрой;
  • жженой костью;
  • натуральным составом зеленого цвета.

К ним для избавления от глянцевого эффекта автор добавил мел. Это говорит о том, что он продумывал свой шедевр до мелочей. Со временем краска на картине потрескалась. Теперь исследователи пишут о загадочных узорах, складывающихся из этих трещин. 

[advice]Вкладывал ли автор какой-то смысл в это изображение? Однозначного ответа нет. У каждого он свой. Утверждать можно одно: «Черный квадрат» принес Казимиру Малевичу долгожданную славу, скандальную, но вечную. [/advice]

Малевич Казимир Северинович

Просмотров: 32573

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий