Любимая женщина Бориса Кустодиева, во имя которой он превозмог адскую боль и создал лучшие свои работы

 Портрет Шаляпина (1921)

image

Масленичные гуляния, тройки с бубенцами, ярмарка, бирюзовый искристый иней на деревьях, шум и гам. И на этом фоне внушительная фигура самого знаменитого русского оперного певца — Фёдора Шаляпина. Он стоит в распахнутой бобровой шубе, опираясь на трость, как настоящий русский барин. Театральная поза, белоснежная манишка, чёрная бабочка и лаковые ботинки подчёркивает принадлежность к сцене. На певца преданно смотрит его собака — белый бульдог.

В левом нижнем углу, на фоне афиши, рекламирующей выступление Шаляпина, изображены две дочери певца Марфа и Маша, в компании с И. Дворищиным, другом семьи.

Эта картина — настоящий памятник «Золотому русскому голосу».

7

Биография

Становление художника

Борис Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И.Е. Репина в Петербургской академии художеств, где он учился в 1896-1903 годах. Кустодиев был членом объединени На террасе й «Мир искусства» и «Союз русских художников». Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-1903, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические портретные этюды, почти не отличимые от репинских. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных («И.Я. Билибин», 1901, там же; «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба). Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-1906 гг.

Краски русской провинции

Купчиха за чаем Кустодиев жил преимущественно в Петербурге и Москве, но постоянно наезжая в живописные уголки Масленичное катание русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918; оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф.И. Шаляпин», 1922, там же). С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во Втором МХАТе, 1925; спектаклей по пьесам А.Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ.

Работы последних лет

Купец-сундучник Тяжелая болезнь приковала Кустодиева с 1916 года к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, Портрет Ф.И. Шаляпина революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея; «Праздник Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-1926) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова (частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника). Николай II Мир искусства И.Я. Билибин Купчиха с зеркалом Купец Масленица. 1916 год Портрет жены художника 27 февраля 1917 года Балаганы Большевик В Тереме В березовой роще Вербный торг у Спасских ворот Голубой домик Гулянье Гулянье на Волге Девушка на Волге Жатва Зима. Крещенское водосвятие Зима. Масленичное гулянье Красавица. Портрет Ф.В. Шевченко Крестный ход Купальщица Купанье Купчиха Купчиха, пьющая чай Купчиха на балконе Масленица. 1919 год Купчиха с покупками Летний праздник Лыжники Монахиня Морозный день Московский трактир Омар и фазан Осень Пасхальный обряд. Христосование Заем свободы Подписывайтесь на газету «Известия» Портрет Ирины Кустодиевой Портрет К.Б. Кустодиева Портрет Л.Б. Боргман Портрет М.В. Шаляпиной Портрет Р.И. Нотгарф Портрет Т.Н. Чижовой Портрет Е.Ю. Кустодиевой. 1920 год Портрет А.И. Анисимова Портрет Д.Д. Шостаковича Портрет П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова Провинция Русская Венера Сенокос Троицын день Утро Чтение манифеста Яблоневый сад Ярмарка. 1906 год Александр I Портрет Е.Е. Лансере Портрет И.Э. Грабаря Портрет М.А. Волошина Портрет М.В. Добужинского Портрет Н.Д. Милиоти Портрет Н.К. Рериха Портрет П.Л. Барка Портрет И.В. Ершова Портрет Д.Л. Мордовцева Портрет В.В. Матэ Портрет Д.С. Стеллецкого Портрет И.И. Бродского Автор: Редактировать

 На террасе (1906)

image

Традиционный провинциальный быт всегда привлекал Кустодиева. Ему нравились сценки из жизни простых людей, их патриархальный уклад. Картина «На террасе» отличается теплотой и уютом дачной жизни.

За столом собралась для вечернего чаепития вся семья. Вдали виднеется лес, добротный загородный дом, где обитает семейство, только что построен. На переднем плане не просто большая семья: дети и взрослые. Это семья самого художника. Его жена, сестра с детьми и мужем, и молодая няня. Спокойная беседа, умиротворение, семейная идиллия подчёркивается обилием белого цвета в одежде всех персонажей.

3

 Московский трактир (1916)

image

Московский трактир не просто забегаловка, где можно перекусить. Это серьёзное заведение, куда приходили купцы и разные торговые и мастеровые люди, чтобы отдохнуть, пообщаться и вкусно поесть. Посетителей обслуживают вышколенные половые. Интерьер заведения яркий, праздничный и уютный.

В центре картины за общим столом изображена группа людей в одинаковой униформе. Возможно, гильдия извозчиков отмечает чаепитием какое-то событие. Они чинно пьют чай из фарфоровых блюдец. За стойкой — трактирщик включает патефон.

4

 Купчиха с зеркалом (1920)

image

Молодой купчихе муж подарил шелковую шаль. Красавица не нарадуется, красуется у зеркала, а в дверях стоит купец, любуясь своим сокровищем — жёнушкой. Он явно рад, что покупка пришлась по душе. Картина насыщена яркими красками — малиновым, зелёным, синим, бордовым.

8

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий