Краткая биография Андрея Рублева

Где можно увидеть иконы Андрея Рублёва?

Многие работы были безвозвратно утрачены, однако сохранившиеся до наших дней можно увидеть:

  • «Троица» (1420) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
  • «Спас в силах» (1408) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
  • «Сошествие во ад» (14081410) — Государственная Третьяковская Галерея, Москва;
  • «Благовещение» (1405) — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля;
  • «Архангел Михаил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Вознесение Господне» (1408) — праздничный ряд иконостаса Успенского собора во Владимире;
  • «Архангел Михаил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Архангел Гавриил» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Богоматерь» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Григорий Богослов» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Иоанн Златоуст» (1408) — цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире;
  • «Иоанн Богослов» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
  • «Иоанн Предтеча» (1408) — иконостас Успенского собора во Владимире;
image
Андрей Рублёв. Фрагмент иконы «Троица». 1420 год.

Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.)

Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых

image
Икона, написанная Андреем Рублевым, Владимирская Богоматерь

Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

image
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Здесь покоятся мощи Андрея Рублева

Биография

image Статья по теме Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть

По мнению большинства учёных, «Андрей Иванов сын Рублёв», как было подписано на одной из его работ, родился около 1360 года в Московском княжестве (по другой версии, в Великом Новгороде). Судя по фамилии, происходящей от слова «рубель» (так на Руси называли приспособление для стирки и глажения белья), его отец был ремесленником.

В «Сказании о святых иконописцах» (XVII век) говорится, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского.

Здесь Андрей Рублёв был пострижен в монахи (по другой гипотезе, он принял постриг в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве). Мирское имя художника неизвестно.

image
Почтовая марка СССР с изображением Андрея Рублёва. Художник марки В.В. Завьялов. 1961 год Фото: Commons.wikimedia.org

Скончался художник 29 января (11 февраля по новому стилю) 1430 года в Москве во время чумы. Иконописец был погребён в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 году его канонизировал Поместный собор РПЦ.

За всю жизнь лицо художника ни разу не было запечатлено. Впрочем, существует мнение, что среди его икон в Благовещенском соборе может быть и собственный автопортрет в образе Иуды Искариота.

В 2006 году при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре было обнаружено захоронение предположительно XV века. По мнению главного специалиста Московского бюро судмедэкспертизы Сергея Никитина, найденные останки принадлежат Андрею Рублёву.

На основе находки в течение семи лет длились работы по воссозданию облика иконописца при помощи многочисленных исследований, анализов и технических разработок.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Читайте также:  Славянская богиня Заря — защитница от темных сил и вестница добра

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства около 1400 и первой трети 15 века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

image Ангел-символ евангелиста Матфея

image Апостол Павел

Евангелист Матфей

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

Историческое время жизни А. Рублева

Многое успел сделать за свою жизнь монах и иконописец Андрей Рублев. Биография его хоть и скудна сведениями, но позволяет понять, в какое время жил этот русский художник.

А исторический период был сложный, хотя в России никогда не было легкого времени.

Предполагают, что Андрей Рублев родился в Московском княжестве, которое переживало во второй половине 14 века сложный период. Москва вела борьбу с Тверью за право возглавить раздробленное русское государство, которое сотрясалось и междуусобными распрями, и набегами ордынских кочевников-завоевателей. Кроме того, именно в эти годы в Москве свирепствовала чума, которая то уходила, то вновь возвращалась, унося за собой тысячи человеческих жизней.

На 1380 год пришлась знаменитая Куликовская битва, которая стала началом освобождения русских земель из-под власти ордынских ханов и главенства Москвы среди других русских городов.

В этот же период жил великий русский святой Сергий, прозванный в народе Радонежским. В это время писал свои удивительные лики и иконописец Андрей Рублев.

И, несмотря на всю сложность, в этом времени была и какая-то провидческая просветленность, которая давала надежду на то, что Русь сможет возродиться и стать сильной и духовно просветленной державой.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий