Йозеф гайдн краткая биография для детей. Венская классическая школа: Гайдн

Симфонии, квартеты, сонаты и оркестр

Автограф партитуры симфонии Йозефа Гайдна

С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две); большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.

Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра — яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таким образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Правила эти основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого — не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение мира», «Времена года»).

Первые успехи

На маленьком Йозефе ярче всех остальных детей сказались музыкальные способности отца. Уже в пять лет он выделялся среди сверстников красивым, звонким голоском и отличным чувством ритма. С такими музыкальными данными ему просто на роду было написано не расти в родной семье.

В то время церковные хоры остро нуждались в высоких голосах – женских голосах: сопрано, альтах. Женщины, согласно устройству патриархального общества, в хоре не пели, поэтому их голоса, так нужные для полного и гармоничного звучания, заменялись на голоса совсем еще юных мальчиков. До начала мутации (то есть перестройки голоса, являющейся частью изменений организма во время переходного возраста) мальчики с хорошими музыкальными данными вполне могли заменить женщин в хоре.

Вот и совсем маленького Йозефа забрали в хор церкви Хайнбурга – небольшого городка на берегу Дуная. Для его родителей это наверняка стало громадным облегчением – в таком раннем возрасте (Йозефу было примерно семь) никто из их семьи еще не перешел на самообеспечение.

5. Орфей и Эвридика

Опера Гайдна “Орфей и Эвридика”, написанная в 1791 году, состоит из 4-х действий. Авторство либретто к произведению принадлежит К. Бадини.

Эта опера австрийского мастера, предназначавшаяся для исполнения в английской столице, так и осталась незавершенной. Также некоторой тайной является смысл ее названия. Некоторые эксперты утверждают, что философ олицетворяет Орфея, а душа его — Эвридика.

К сожалению, опера более 150 лет находилась в забвении. И только 1951 году во Флоренции она была исполнена. Кстати, в постановке приняла участие великая Мария Каллас. С тех пор произведение пользуется с тех пор огромным успехом у любителей оперного искусства.

Раннее детство

image

Маленькая, затерянная в Нижней Австрии деревушка Рорау, огромное семейство, во главе которого – обычный труженик, каретник, в ведении которого вовсе не владение звуком, а телеги и колеса. Но звуком отец Йозефа тоже владел неплохо. В бедном, но гостеприимном доме Гайднов часто собирались деревенские жители. Они пели и плясали. Австрия вообще очень музыкальна, но, быть может, главным предметом их интереса был сам хозяин дома. Не зная нотной грамоты, он тем не менее неплохо пел и аккомпанировал сам себе на арфе, подбирая аккомпанемент по слуху.

Биография Гайдна

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий