исихазм, молитва Иисусова, проект путь умного делания, Новиков Николай, серия

Никогда ни у кого ничего не просил

Жизнь в кино оказалась более удачной. Правда, тоже не с самого начала. Дебют был незаметным. Еще несколько фильмов прошли спокойно. Но «Тихий Дон» Сергея Герасимова сделал всё! И для всех артистов. Кто не был известным, тот им стал. Кого зрители знали, полюбили еще больше. Новиков, сыгравший Митьку Коршунова, не стал исключением. Небольшая роль принесла артисту всесоюзную славу, а работу с Герасимовым Борис Кузьмич называл «моими киноуниверситетами».

Среди других удач — «Адъютант его превосходительства» с пятиминутным монологом Новикова в роли ювелира Либерзона, «Тени исчезают в полдень», откуда присказка Тараса-Ильи «загремим под фанфары» ушла в народ. Говорят, артист никогда не подводил режиссеров, на площадке был послушным. При этом любил что-то досочинить, дополнить, согласовав с автором сценария. И совершенно не жалел себя: надо в холодную воду залезть — готов, проползти по снегу  пожалуйста.

image
Борис Новиков в фильме «Тени исчезают в полдень». 1971 год.  Кадр из фильма

А вот навязывать себя не умел. На встречах съемочной группы со зрителями мог спрятаться за спинами коллег, стеснялся. И уж точно никогда ни у кого ничего не просил. Снимался много, у крепких режиссеров. Работал в «Фитиле», «Ералаше», с удовольствием озвучивал мультфильмы. Одна из лучших работ в анимации  почтальон Печкин. Какой голос! Какие интонации! Ну, невозможно же представить в этой роли никого другого!

Награды и звания

Новиков Анатолий, произведения которого были настолько народными и патриотическими, что его творчество не могло быть не замеченным со стороны государства, был заслуженно отмечен:

  • Сталинской премией второй степени;
  • орденом Трудового Красного Знамени;
  • орденом Ленина (дважды);
  • орденом Октябрьской революции;
  • звездой Героя Социалистического труда;

Были присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РСФСР и СССР.

«А вы, Татьяна Ивановна, мне надоели»

Таким получился его Василий Теркин в театре им. Моссовета. Несколько лет до этого был разбег по сцене, ежедневные тренировки. И вот  победа, его «полет в космос» в 1961-м. «Роль требовала предела человеческих сил. Но играл бы ее вечно», — запишет потом в дневнике Новиков.

image
Сцена из спектакля «Здравствуй Теркин!». В роли Василия Теркина актер Борис Новиков. Театр имени Моссовета, 1961 год. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов

Фронтовики в зале смеялись, утирали слезы. Твардовский подошел и обнял со словами из поэмы: «Это был, конечно, он!» И только Завадский не смог скрыть ревности  не подписал Новикову документы на заслуженную Ленинскую премию. Как это  у него, главрежа, нет, у мэтров Марецкой и Плятта  нет, а у какого-то Новикова будет? Обойдется!

Завадский и до этого не очень жаловал артиста («Василия Теркина» ставил другой режиссер), а теперь и вовсе перестал замечать. Спустя годы вдова скажет: коллеги не просто завидовали Новикову, они его травили. Однажды Борис не выдержал — подошел к Завадскому: «Почему вы не даете мне больших ролей?» Тот посмотрел на актера свысока и ответил вопросом на вопрос: «А ты кто?» Может, история и гиперболизирована, только вскоре ушел Новиков из «Моссовета» в театр Сатиры.

image Статья по теме Бабушка не одуванчик. Поздно пришедшая всенародная слава Татьяны Пельтцер Больше идти было некуда  коллега постарался: обзвонил ведущие коллективы, чтобы наговорить о Борисе гадости. Согласился его принять только Валентин Плучек. Но в «Сатире» Новикова невзлюбила Татьяна Пельтцер. Как написал потом в книге Александр Ширвиндт: «Боря был пьющий, опаздывающий, не приходящий на спектакль». Вот Татьяна Ивановна и возмущалась на партбюро (хотя Новиков был беспартийным): нет сил терпеть, он позорит театр. Новиков устал обещать, что «больше так не будет», и как-то сказал при всех: «А вы, Татьяна Ивановна, мне надоели… Имейте в виду, вас никто не любит, кроме народа».

В 1971 году 46-летний Новиков перенес инфаркт. Спустя год ушел из «Сатиры». И больше ноги его не было на театральной сцене.

Особенности творчества

Воинская тематика постоянно присутствует в творчестве композитора, причем она очень разнообразная. В своих песнях Новиков-композитор непременно отражает будни защитников Родины, их праздники. Его произведения пронизаны патриотизмом, товариществом, рассказывают о героях, воинских традициях.

Новиков реанимирует интонации песен наших предков. Он возвращает к жизни уже почти забытые старые солдатские, казачьи песни, в которых продолжает тему патриотизма русского народа, силы его духа. В большинстве его произведений четко просматривается русский музыкальный фольклор: «Ой, да ты, калинушка», «Сизый голубочек», «Вниз по матушке, по Волге» и др.

Одной из ярких особенностей творчества Новикова является четко выраженная хоровая направленность его песен. Даже песни, которые изначально задумывались как сольные, впоследствии становились хоровыми. Можно сказать, что композиции Новикова были универсальными для исполнения.

Его песни, такие как «Родина моя», «Дороги», «Марш коммунистических бригад», «Вася-Василек» и др., могли исполняться и сольно, и хором, на концертной площадке и в поезде.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий