Илья Муромец существовал на самом деле: до 30 лет богатырь не мог ходить, а ростом был — всего 177 см

Ненормативная лексика былин

Самый первый сборник былин, изданный в 1804 году, подвергся коренной цензурной обработке из-за их своеобразной лексики и содержания. Собственно, непонимание сюжета некоторых былин, подобно былине о Хотене Блудовиче, происходит именно из-за того, что исследователи вынуждены анализировать не само сказание, а его подцензурный опубликованный текст. Здесь сразу возникает аналогия со сборником русских народных сказок, собранных знаменитым фольклористом Александром Афанасьевым. Первое их полное издание вышло в Женеве в 1872 году на французском языке. На русском же языке полного собрания русских народных сказок пока нет – такой вот парадокс.

Былина исцеление Ильи Муромца краткое содержание

image

Илья, сын крестьянский жил в селе под названием Карачарово, под Муромом. Не может он двигать руками и ногами и тридцать лет не встает с печи. Но, вот, однажды, когда Илья остается дома один, перед воротами останавливаются три калика (странника), просят его открыть и дать напиться. Илья отвечает, что прикован к постели и встать не может, но калики настаивают. Неожиданно для себя встает Илья, находит в погребе пиво сладкое и выносит странникам. Попив сами, калики просят выпить Илью, после чего почувствовал он в себе силу богатырскую. И говорят ему калики, что отныне суждено быть ему богатырем великим, и не грозит ему смерть в бою. И надо купить ему жеребчика и продержать дома его три месяца, кормить пшеном отменным. Спустя три месяца Илья Муромец отправляется в путь, навстречу подвигам.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что “это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания”.

“Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах”, — сказал РИА Новости Кириллин.

image 26 декабря 2016, 10:03 В Москве три улицы назовут в память о князьях Борисе и Глебе В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в “Повести временных лет”, как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и “событиям государственного значения”, тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. “В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить”, — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются “довольно поздней записью”: их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

“С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция”, — рассказывает Кириллин.

image 29 декабря 2016, 15:52 “Он ходил всегда босой”: год с прославления рязанского юродивого в Киеве Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего “благочестивая, душеполезная история”, “наставительный текст”. В житии, однако, может присутствовать какая-то “реконструкция” событий, не подтверждаемая фактами, или определенная “редактура”, “народное творчество”, внесенное в историческую канву. А история “сама по себе идет”.

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу. 

По древним легендам, связан с громом и родниками

image

История Ильи-пророка перекликается с рассказами об Илье Муромце, но есть и свои отличия. Например, то, что его живым забрали на небо. Часто путают этих двух героев народных легенд, на самом деле Илья-пророк – это другая личность, жившая в Израильском царстве, в IX веке до н. э.

0 0

Илья и Идолище поганое

Во время отсутствия Ильи, когда он совершал объезд границ государства, Киев захватил Идолище поганое. Когда Илья вернулся и узнал о беде, то решил применить хитрость — оделся крестьянином и пошел побираться. Его схватили и привели к Идолищу, который слышал про силу Ильи Муромца, но не видел его. Не зная, кто перед ним, злодей начал насмехаться над “крестьянином”, пока тот не потерял терпение и не убил чудище и всех его слуг.

Илья Муромец и царь Калин 

image

Как-то раз случилась сильная ссора между богатырем и князем, Илья оказался в тюрьме. А тут несчастье, на Русь напал царь Калин, татарский владыка. Владимир пришел на поклон к Илье, упросил его помочь защитить родные земли. Тот конечно согласился и поехал к татарскому князю.

Царь Калин не знал ничего про Илью Муромца и стал над ним насмехаться. Недолго он это делал, Илья перебил все его войско, потом обезглавил самого царя и вернулся в Киев. Это три самых знаменитых подвига героя,  а мы вам поведаем еще об одном.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий