Георгий Береговой биография: Георгий Береговой биография

Космос

О космосе Георгий Береговой задумался в возрасте, когда его коллеги и ровесники уже начинали размышлять о перспективах пенсии и написании мемуаров.

В отряд космонавтов он вошёл со вторым набором, причём вошёл самым последним. Его зачислили отдельным приказом, аж через год после основного — в январе 1964-го года.

Второй набор вообще отличался от первого(гагаринского) кандидатами посолидней, с куда бо́льшим опытом и образованием. Но даже среди них Береговой выделялся — и возрастом(он был старше предыдущего рекордсмена Дёмина на пять лет), и званием(Береговой был полковником), и количеством орденов.

В необходимости его зачисления в отряд было много сомнений. На одной чаше весов стоял уникальный опыт боевого лётчика и лётчика-испытателя, на другой — возраст, состояние здоровья и физическая подготовка.

Злые языки судачили, что взяли его из-за хороших личных отношений с руководившим подготовкой космонавтов генералом Каманиным(который помнил Берегового ещё сержантом) и главкомом ВВС Вершининым.

Во время прохождения подготовки в отряде Георгию Тимофеевичу приходилось выкладываться даже больше остальных, чтобы не отставать: возраст всё-таки давал о себе знать.

Первоначально космонавт принимал участие в подготовке по программе«Восход». Это была трёхместная модификация гагаринского«Востока». Программу, однако, закрыли как бесперспективную уже после второго полёта. Своего вылета ему пришлось ждать больше четырёх лет.

За эти годы в советской пилотируемой космонавтике случился тяжёлый кризис. Полёты«союзов» начинались тяжело. Первый беспилотный аппарат был подорван на орбите из-за многочисленных отказов и потери управления. Второй взорвался с ракетоносителем на стартовом столе. Третий с многочисленными неполадками всё же выполнил часть испытательной программы и вернулся на Землю. При сходе с орбиты он отклонился от траектории и упал в Аральское море. Но когда его оттуда достали, выяснилось, что это не самая плохая новость. При возвращении прогорела теплозащита, и корабль выгорел изнутри.

Но космическая гонка требовала новых громких успехов. Было принято решение провести пилотируемые полёты, причём сразу в самом амбициозном виде. Предполагался старт двух кораблей«Союз-1» и«Союз-2», а затем их стыковка и переход двух космонавтов из одного корабля в другой с последующей расстыковкой и возвращением на Землю.

Первым 23-го апреля 1967 года взлетел«Союз-1» под управлением Владимира Комарова. Сразу после выхода на орбиту на корабле начались серьёзные неполадки. В результате старт второго«Союза» отменили, а корабль Комарова решили возвращать обратно.

Уже в атмосфере не раскрылись парашюты. Корабль разбился, а сам Комаров погиб.

Это был серьёзный удар по советской космонавтике. Потребовались доработки ракет и ещё четыре беспилотных пуска, чтобы вернуться к пилотируемым полётам.

За это время американцы не только догнали, но и оставили СССР позади в космической гонке. На кораблях«Джемини» они научились по-настоящему пилотируемым полетам, выходам в открытый космос, стыковкам и расстыковкам. Полным ходом шла программа«Аполлон» с трёхместными кораблями для полета на Луну. Да, американцы имели свои большие проблемы и трагедии. В ходе наземных испытаний погиб экипаж«Апполона-1» в составе Эдварда Уайта, Вирджила Гриссома и Роджера Чаффи. Но американцы явно обошли своих советских коллег.

После целого ряда успешных запусков беспилотных«союзов» вновь заговорили о пилотируемых полётах.

В ходе беспилотных пусков удалось достичь большого успеха: состоялась первая в мире стыковка двух кораблей в полностью автоматическом режиме. Но теперь требовалось провести стыковку в ручном режиме. После долгих размышлений и прикидок остановились на самом скромном варианте. Один пилотируемый, один беспилотный корабль и один космонавт.

Именно это и поручили Георгию Береговому.

Первым, 25-го октября 1968 года, на орбиту ушёл беспилотный«Союз-2». Через сутки стартовал«Союз-3» под управлением Берегового. Его корабль сразу после выхода на орбиту оказался всего в 11 километрах от второго«Союза». Автоматика быстро сблизила корабли на расстояние в 200 метров, после чего уже в ручном режиме должна была состояться стыковка. Но при каждой попытке автоматика беспилотного корабля уводила его в сторону во избежание столкновения. В результате«Союз-3» использовал слишком много топлива, и дальнейшие попытки выполнить задачу отменили.

Тридцатого октября корабль и его командир благополучно вернулись домой.

При разборе полёта выяснилось: стыковку не удалось провести по целому ряду причин. С одной стороны, виноват сам Береговой. Он допустил серьёзную ошибку: слишком сильно довернул свой корабль, и в результате оба«союза» оказались перевёрнуты под углом 180 градусов друг к другу — чего сам космонавт не распознал. С другой — программа полёта была составлена неграмотно. Стыковка предполагалась на первом же витке, когда космонавт ещё не успел выдохнуть от старта и приспособиться к невесомости. Да ещё и на тёмной стороне планеты, в отсутствие радиосвязи и контроля с Земли. То есть в почти полной темноте и без возможности попросить совета или помощи. К тому же ситуацию с разворотом кораблей не просчитывали и на тренажёрах не отрабатывали, несмотря на немалую её вероятность.

В закрытых документах полёт признали провальным, но советская пресса писала о нём как об очередном советском прорыве в космосе. Сам Береговой получил за этот полёт вторую звезду Героя и звание генерал‑майора.

Но больше он в космос не летал.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза №В 2271 (26 октября 1944В года)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза №В 48 (1 ноября 1968В года)
  • 2 ордена Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • 2 ордена Отечественной войны 1-й степени
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени
  • Медаль «За боевые заслуги» (1949)
  • Медаль «За победу над Германией» (1945)
  • Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
  • Медаль «За взятие Вены» (1945)
  • 11 юбилейных медалей
  • Герой Социалистического Труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970)
  • Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)
  • Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)
  • Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)
  • Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)
  • Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)
  • Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)
  • Крест Грюнвальда III степени (ПНР)
  • Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)
  • Орден Народного героя (Югославия)
  • Золотая медаль имени К.В Э.В Циолковского АН СССР
  • Золотая медаль имени Ю.В А.В Гагарина (FAI)
  • Государственная премия СССР (1981В год)

Выстрелы в Кремле

На дворе ещё стояла эпоха, когда космос будоражил умы, а космонавты были героями. Советская пресса и правительство этому всячески способствовали. В газетах заранее публиковали анонсы будущих торжественных приёмов в Кремле в честь космонавтов.

Один человек решил этим воспользоваться.

Младший лейтенант Ильин 21-го января 1969 года покинул расположение части, прихватив с собой два пистолета Макарова и четыре обоймы с патронами. По заранее купленному билету он полетел с оружием в Москву. Времена стояли ещё самые невинные, никаких изнуряющих личных проверок не существовало.

Летел Ильин с одной единственной целью — убить генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Который, несомненно, будет присутствовать на широко анонсированном приёме в честь космонавтов в Кремле на следующий день.

Экипажи кораблей«Союз-4» и«Союз-5» провели долгожданную стыковку с переходом из корабля в корабль через открытый космос. Делали они это на солнечной стороне Земли, над территорией СССР, в конце первых суток полёта, — опыт неудачи«Союза-3» был учтён.

Всё это надо было хорошо отпраздновать.

Ильин раздобыл милицейскую форму, в которой без проблем прошёл в Кремль и встал в оцепление в ожидании проезда кортежа. Увидев приближающийся правительственный кортеж, Ильин по-македонски, с двух рук, открыл огонь по второму автомобилю в отряде.

Автомобиль, на котором везли космонавтов

Всё это было, конечно, феерическим проколом советских спецслужб.

В этой машине Брежнева не было, он вообще то ли уже въехал в Кремль ранее, то ли находился в хвосте колонны. В небронированном лимузине ЗИЛ-111, попавшем под огонь, ехали советские космонавты. На заднем сиденье находились Адриан Николаев, Валентина Терешкова и Алексей Леонов, на переднем — Георгий Береговой.

В космонавты не брали тех, кто не умел молниеносно реагировать на изменение обстановки. После первых же выстрелов все, кто был на заднем сиденье, упали на пол. А сидевший на пассажирском месте Береговой перехватил управление у получившего смертельные ранения водителя и увёл машину из-под обстрела.

Ильина сбил один из мотоциклистов эскорта, после чего стрелка задержали. Он провёл 20 лет в психиатрической больнице и сегодня проживает в городе Санкт‑Петербурге.

А назначенный на 22 января 1969 года приём прошёл, как будто ничего не случилось.

О знаменитости

Доп. информация по биографии Георгий Тимофеевич Береговой

—> image

15 апреля 1921 — 30 июня 1995

лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза

Космонавт СССР №В 12. Береговой родился раньше всех из людей, побывавших на орбите (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полеты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полета Берегового). Совершив космический полёт в возрасте 47 лет, Береговой до самой смерти являлся старейшим человеком, побывавшим в космосе.

Биография

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины).

После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом заводе. В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-ой гвардейской штурмовой авиационной дивизии, 5-го штурмового авиационного корпуса, 5-ой воздушной армии, 2-го Украинского фронта). За годы войны совершил 186В боевых вылетов. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

Космос

После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (с 1968 года имени Ю.В А.В Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (Группа ВВС №В 2В — дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26—30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была совершена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969В года в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972—1987 годахВ — начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.

В 1970-х годах по его просьбе было пересмотрено дело В.В Ф.В Януковича.

Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989 годы). Вёл большую общественную работу.

Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий