Франсиско Гойя краткая биография

Корысть.

Портрет семьи Карла IV — (1800 — 1801)

image

Не следует забывать, что Франиско Гойя, как и его великий предшественник и земляк Диего Веласкес, был придворным живописцем. Поэтому версия «Менин» Веласкеса в исполнении Гойи просто должна была появиться на свет — и она появилась! Речь о «Портрете семьи Карла IV», написанном Гойей в 1800 — 1801 г.г. 

О «Менинах» мы упомянули не случайно — как и на картине Веласкеса, на групповом портрете королевской семьи Гойя запечатлел себя. Однако, в отличие от «теплой дружественной атмосферы», царящей на картине Веласкеса,  «Портрет семьи Карла IV» являет собой, скорее, сборище деградантов, из которых единственным адекватным персонажем выглядит сам Франсиско Гойя, да и то лишь по той простой причине, что не является членом королевской семьи. 

Отметим, что сам Гойя имееет на картине слегка печальный, задумчивый и отстраненный вид, как будто говоря: «Извините, друзья, но задачей художника является изображение жизненной правде — так что принимайте эту семейку такой, какая она есть: со всем их изъянами, тараканами и скелетами в королевском шкафу!»

Маха обнажённая (1797 — 1800)

image

Франсиско Гойя получил заказ на «Маху обнажённую» от премьер-министра Испании Мануэля Годоя — и впоследствии пожалел о том, что взялся за его выполнение. Не стоит забывать: речь идет об Испании, где Инквизиция, доживавшая последние годы, не желала, тем не менее, сдавать свои варварские позиции. 

Картина была конфискована, а премьер-министр предстал перед судом, где вынужден был раскрыть имя художника. Гойе, таким образом, были предъявлены обвинения в безнравственности и создании «крайне неприличных и представляющих серьезную угрозу общественным интересам произведений искусства». 

Впрочем, совсем уж трагических последствий для Франсиско Гойи этот инцидент не имел: времена все-таки изменились, и художник, можно сказать, «отделался легким испугом». До сих пор не утихают споры о том, кто именно позировал художнику для «Махи обнажённой». В 19-ом столетии наибольшей популярность пользовалсь версия о том, что на картине изображена Мария Каэтана де Сильва, 13-ая герцогиня Альба, у которой, поговаривали, была любовная связь с харизматичным художником из Сарагоссы. 

Никаких документальных свидетельств этой связи, впрочем, не имелось, а семья Альба всегда относилась к этой версии крайне негативно, вероятно, не считая Франсиско Гойю достойным роли любовника их симпатичной прабабушки. Сегодня большинство искусствоведов считает, что на картине изображена не герцогиня Альба, а Пепита Тудо — одна из любовниц премьер-министра Годоя. 

Идальго

Выходец из семьи небогатого испанского идальго, Франциско Гойя учился в Сарагосе и Мадриде, посетил Италию. В 1772-74 гг. году он работает над библейскими сюжетами в монастыре, а с 1775-го поселяется в Мадриде. Живописец останавливается у родственника, который был придворным живописцем.

Фрески первого этажа

В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.

По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.

Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.

image

Леокадия

Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?

Справа от двери расположились «Два старика».

image

Два старика

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

Две старухи, едящие из общей посуды

В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?

Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?

Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.

На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.

Сатурн, пожирающий своих детей

Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.

Юдифь, отрубающая голову Олоферну

В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.

Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз “Паломничество к св. Исидору”, изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.

Шабаш ведьм

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.

Паломничество к св. Исидору

“Паломничество к св. Исидору” мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. “Паломничество к св. Исидору” невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи “Праздник в день Св. Исидора”, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Праздник в день Св. Исидора

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий