Драматическая судьба главной советской Золушки: почему Янина Жеймо ушла из кино и эмигрировала в Польшу

Принцесса цирка

«Уютной кроватки» у Янины не было никогда. Цирковая жизнь сродни цыганской — артисты постоянно переезжают из города в город, живут на чемоданах и начинают карьеру очень рано. Жеймо вышла на арену в три года — в составе семейной труппы. Вместе в ней выступали ее мама, папа и три сестры. Поначалу она только пела и танцевала, потом обучилась основам акробатики и начала играть на музыкальных инструментах.

Янина с семьей (крайняя слева)

Семья[править | править код]

  • Первый муж — Андрей Костричкин (1901—1973), актёр. Развелись в 1932 году[2].
    • Дочь Янина Андреевна Костричкина, работала переводчиком к русскоязычным версиям дублированных фильмов.
      • Внучка Янина Евгеньевна Костричкина, работала переводчиком вместе с матерью.
        • Правнуки: Янина Леонидовна Костричкина, музыкант; Алексей Леонидович Костричкин, актёр Театра музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой, актёр и режиссёр дубляжа; Александр Леонидович Костричкин, киновед и актёр дубляжа.
  • Второй муж — Иосиф Хейфиц (1905—1995), кинорежиссёр.
    • Сын Юлий Иосифович Жеймо (до 16 лет — Хейфиц), польский кинооператор.
      • Внуки Пётр и Павел.
  • Третий муж — Леон Жанно (1908—1997; польск. Leon Jeannot), кинорежиссёр.

Публикации

(в хронологическом порядке)

  • Козинцев Г. М. Янина Жеймо // Искусство кино. 1937 № 4.
  • Юткевич С. Янина Жеймо // Кино. 1937. 11 августа.
  • Лучанский М. Янина Жеймо. М.: Госкиноиздат, 1939. — 52 с., фото. (Серия «Мастера киноискусства»)
  • Павлова М. Янина Жеймо. М.: Искусство, 1980. — 121 с., илл.
  • Трауберг Л. З. Янина Жеймо. М.: Киноцентр, 1990. — 34 с.
  • Тарантул Ю. Золушка, ваш выход // Первое сентября, 2000, № 29.

Две любви

Янина Жеймо. / Фото: www.mtdata.ru Первым супругом Янины (Янечки, как называли ее друзья) стал актер Андрей Костричкин. Но этот брак продлился недолго. Иногда говорили, что Андрей ревновал Янину к ее славе, хотя на самом деле в довоенные годы был гораздо популярнее, чем Жеймо. Были предположения, что Андрей оказался азартным картежником, хотя подтверждений этому тоже нет. Дочь супругов, Янина Костричкина, рассказывала, что мама была довольно скрытной и никогда особенно не распространялась о своей личной жизни. Возможно, что Янина и Андрей просто поторопились, а поняв, что ошиблись в выборе, просто расстались. Янина Жеймо. / Фото: www.goodhouse.ru Через какое-то время после развода, на пробах одного из первых звуковых фильмов «Моя Родина» она впервые увидела Иосифа Хейфица. Она тщательно готовилась, а придя на студию, увидела, что пробы ведут не режиссеры-постановщики фильма, а начинающий в то время режиссер Лев Арнштам. И актриса устроила ему скандал, считая, что смотреть актеров должны те, кто и будет снимать картину. Ее пробы смотрели сами режиссеры — Александр Зархи и Иосиф Хейфица. ЕЕ на роль Оленьки утвердили, а уже на съемках начался ее роман с Иосифом Хейфицом, ставшим вскоре ее вторым мужем.

Девочку сыграла в 38

«Янина Жеймо была великой актрисой советского кино, — говорит публицист Виталий Вульф. — Крохотного роста, с огромными глазами, божественной пластикой, нежным голосом. Её сравнивали с итальянкой Джульеттой Мазиной. Главная картина Жеймо была снята в 1947 году — «Золушка» Надежды Кошеверовой. Это великая лента не только потому, что там сыграли Эраст Гарин, Фаина Раневская, Елена Юнгер. Зритель верил чистоте помыслов Жеймо, доброму взгляду. Никто не мог догадаться, что актрисе в реальной жизни почти 40 лет. Хрустальные туфельки 31-го размера костюмеры «Ленфильма» делали на заказ. Это была поистине ювелирная работа. Правда, Жеймо в них не ходила и не танцевала. Сделать в них даже пару шагов было невозможно. Башмачки из оргстекла реквизиторы разрешали только примерить, войти в них в кадр и тут же снять. Сцены с Золушкой снимали в основном по вечерам — Жеймо была старше обеих «сестёр» и просила режиссёра не ставить её в кадр в утренние часы: «утром у неё лицо не такое». «Золушка». 1947 год.

В военные годы декорации на «Ленфильме» были разбомблены или сожжены. Поэтому всё приходилось делать заново. Для съёмок бала во дворце участники съёмочной группы несли из дома пережившие блокаду и не пошедшие на растопку и обогрев квартир старинные вещи. Кресла и вовсе были трофейными, привезёнными из Германии… Платья для фрейлин и придворных королевской свиты шили из занавесок. Сегодня «Золушка» — это уже классика кино. А тогда, в конце 40-х… Фильм «Золушка» чиновники Министерства кинематографии оценили как слабый и вредный. В газете «Правда» — органе ЦК КПСС — была опубликована статья, в которой прямо говорилось: «Золушка» — большая идеологическая ошибка«. Не вместилась в идеологические рамки и лента «Моя Родина» с участием Жеймо: она, комсомолка, укрепляет дружбу между народами. Спор об этом фильме дошёл до Сталина. Коба посмотрел и вынес суровый вердикт: «Картина вредная». Надо ли говорить, что после такой оценки «Родину» сняли с проката? Такая же судьба постигла и другие фильмы с участием Янины Жеймо… «В юности Янина Жеймо окончила студию «Фабрика эксцентрического киноактёра». Первым мужем Янины Жеймо стал актёр Андрей Костричкин. (В браке родилась дочь Янина.) Когда-то он тоже прогремел как исполнитель эксцентрических ролей. Костричкин снимался в «Новом Вавилоне», а Жеймо играла там Терезу-циркачку. Эта роль была близка ей — актриса с 3 лет выступала на арене с музыкальными номерами, была гимнасткой, балериной, наездницей…

Янина Жеймо в фильме «Золушка». 1947 год.

Читайте также:  Фелисити Джонс. Биография актрисы, личная жизнь, карьера. Фото

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий