Для чего в романе отцы и дети дана биография Павла Петровича Кирсанова?

Николай Добролюбов и его роль в романе

Николай Александрович Добролюбов – поэт, публицист и литературный критик – сыграл значительную роль в создании «Отцов и детей». Добролюбов был на 18 лет моложе Тургенева и, фактически, в их фигурах и произошло столкновение двух поколений, двух противоположных взглядов на жизнь. 

Началось все с того, что Николай Александрович опубликовал в журнале «Современник», где тогда активно печатался и Иван Сергеевич, свою рецензию на роман Тургенева «Накануне». Критика публициста шла в разрез с замыслом писателя, и раздосадованный Тургенев поставил редактору журнала ультиматум: либо Добролюбов, либо он. Николай Некрасов, возглавлявший на тот момент издание, после долгих колебаний выбрал молодого литератора, считая, что за ним будущее. 

image
Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Многие современники Тургенева считали, что Н. Добролюбов и стал прототипом Евгения Базарова в «Отцах и детях». Но сам автор отрицал это предположение. Иван Сергеевич оставил подробные воспоминания о человеке, с которого он списал своего главного героя. Это был молодой врач, которого писатель встретил на железнодорожном вокзале в Англии. Писатель и доктор в ожидании поезда беседовали всю ночь, и идеи именно этого человека Иван Сергеевич вложил в уста своего книжного Евгения Базарова. Кроме того, Тургенев подробно изучил труды нигилистов и дополнил образ своего центрального героя главными идеями представителей этого направления. 

Поведение и увлечения

Поведение и моральные принципы героя романа «Отцы и дети» во многом определяется чертами характера Николая Петровича Кирсанова. Он выступает в качестве достаточно романтичной фигуры, искренне ценящей природу, искусство. Он часто поет, играет на музыкальных инструментах, зачитывает прозу и стихотворения.

В свободное время он прогуливает по саду своей усадьбы, читает книги, получая настоящий экстаз от такого досуга. Николай Петрович — малодеятельный человек, нерассудительный мужчина, истинный мечтатель, задумывающийся о будущем. Такой поведенческий портрет автор дает своему герою.

Виктор Ситников

Сын купца Виктор Ситников – это молодой человек, с которым, как сначала может показаться, приятельствует Евгений Базаров. На самом деле, Ситников не отличается большим умом или сильным характером. Он стыдится своей семьи и слепо подражает новым движениям, даже не разобравшись в их истоках или идеях. Во время общения с Аркадием и Базаровым Виктор проявляет назойливость, часто позволяет себе пошлые и глупые высказывания. Евгений презирает его за такое поведение, в то время как сам Ситников считает Базарова своим учителем.

После того, как Виктор Ситников женился, он получил новый идеал для следования – свою жену. Он во всем с ней соглашается и тем самым перекладывает ответственность на ее плечи.

Авдотья Кукшина

В современном мире Авдотью Кукшину точно называли бы феминисткой, а для того времени она являлась сторонницей эмансипации. Приятельница Ситникова и Базарова с Аркадием предпочитала вызывающее «мужское» поведение, носила вызывающую одежду и проявляла любовь к таким несоответствующим занятиям, как курение папирос или распитие спиртных напитков. Ее взгляды и поведение в романе также можно охарактеризовать как «вульгарный нигилизм». 

Фенечка

Дочь простой экономки Фенечка рано осталась без матери. Она простая девушка, крестьянка, с добрым сердцем и чистыми помыслами. После того, как ее мать умерла, она стала любовницей барина и даже родила от него ребенка.

Непорочность, доброта и скромность девушки оставляет неравнодушными сразу нескольких героев романа. Когда Евгений Базаров проводил время у Кирсановых, он попытался поцеловать Фенечку, которой это было не по нраву. Свидетелем сцены стал Павел Петрович, который и сам испытывал симпатию к девушке, поэтому между ним и Евгением состоялась дуэль, окончательно испортившая отношения Базарова с родней Аркадия.

Сама же Фенечка питает взаимные чувства к Николаю Петровичу Кирсанову, но не решается ему об этом сказать. В финале они женятся, несмотря на все общественные предрассудки, и обретают счастье вдвоем.

Дуняша

Простая крестьянка Дуняша – служанка Фенечки, она помогает ей присматривать за рожденным от барина ребенком. Ее поведение имеет сильный контраст с другим слугой – Петров. Дуняша понимает, где ее место, и принимает жизнь радостно: она часто смеется и всегда находит поводы для веселья. В доме же ведет себя строго, но имеет доброе сердце.

Петр

Петр – это самовлюбленный слуга Павла Кирсанова. Имеет невысокий уровень интеллекта и только недавно научился читать (правда, пока по слогам), хотя уже является достаточно взрослым человеком. Несмотря на это, считает себя очень умным и очень любит демонстрировать свои «способности». 

Княгиня Р Нелли

Загадочная Княгиня Р Нелли – персонаж, который встречается в романе только из рассказов других. В эту женщину был сильно влюблен Павел Кирсанов, и она имела большое значение для его судьбы. После того, как пришло известие о ее смерти, Павел покинул страну, закрылся в себе и потерял смысл жизни.

Вторая императрица из Штеттина

Мария Фёдоровна Романова, жена императораПавла I, была прямой противоположностью своим предшественницам. Вместо политических интриг и амурных похождений она посвящала всё своё время мужу и детям.

Читайте также:  Мария Скорницкая (Шекунова). О жизни Машки из “Реальных пацанов”.

Однако у женщины, которую современники считали идеальной женой и матерью, жизнь складывалась весьма непросто.

София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская родилась 14 (25) октября 1759 года в Штеттинском замке, там же, где и её будущая свекровь Екатерина Великая. Отец Софии-Доротеи, принц Фридрих Евгений Вюртембергский, как и отец Екатерины, состоял на службе у прусского короля и был комендантом Штеттина.

На этом сходство между двумя русскими императрицами заканчивается. Если будущая Екатерина в детстве играла с мальчишками, проявляла незаурядный ум и честолюбие, то София-Доротея куда больше соответствовала классическим представлениям того времени о роли женщины.

image София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская. Картина неизвестного художника. Фото: Public Domain

Тайна имени Базарова

Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:

«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим,

как-то

он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»

Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсе­вия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?

Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий