Александр и Лидия Вертинские: 34 года разницы в возрасте, 15 лет счастья и больше полувека верности

Александр и Лидия Вертинские: Война, свадьба и переезд

Лидия Циргвава была редкой красавицей: огромные раскосые глаза, высокие изогнутые брови, темные волнистые волосы и тоненькая точеная фигурка. В свои семнадцать лет она уже получила не одно предложение руки и сердца. Но на фоне Александра Вертинского все остальные поклонники выглядели совершенно неинтересными.Мама категорически не одобряла увлечение дочери. Мало того, что жених на 34 года старше, так у него еще и репутация бывалого донжуана. Когда Александр Николаевич сделал предложение, она настояла, чтобы дочь ответила отказом. Но тут началась Вторая мировая война, Япония напала на Китай. Женщина растерялась и дала согласие на брак. Все же с мужчиной, да еще и с мировой знаменитостью, спокойнее в трудные времена.После многочисленных просьб в 1942 году артист, наконец, получил от Советского правительства разрешение на въезд. Он давно мечтал об этом, и то, что возвращаются Александр и Лидия Вертинские на родину всей семьей, наполняло его сердце особой радостью.

Секрет двух «И»

«Муля, не нервируй меня!»: образы и цитаты Фаины Раневской Как «королева второго плана» затмила актрис первых ролей

Он работал на грани если не китча, то откровенно дурного тона. Вертинского критиковали за эпатаж, за жеманность. Но его неизменно спасали две «И»: ирония и искренность. К тому же почти в каждой песенке Вертинского сквозь туман, сантименты и комизм проступают две-три строки неожиданной точности и силы.

В Советской России добыть пластинки Вертинского могли немногие. О нем слагались легенды. Записи певца звучали и в доме Сталина. Приемный сын «отца народов» Артем Сергеев вспоминал: «Как-то Сталин ставил пластинки, у нас с ним зашел разговор, и мы сказали, что Лещенко нам очень-очень нравится. «А Вертинский?» — спросил Сталин. Мы ответили, что тоже хорошо, но Лещенко лучше. На что Сталин сказал: «Такие, как Лещенко, есть, а Вертинский — один». И в этом мы почувствовали глубокое уважение к Вертинскому со стороны Сталина, высокую оценку его таланта».

Вертинский Фото: Global Look Press Родом из детства Памяти композитора Владимира Шаинского

Шаляпин с долей — но лишь с долей! — иронии называл Вертинского «великим сказителем земли русской». Певцами тогда называли только оперных или фольклорных гигантов с голосом, заглушающим шум морского прибоя… Вертинский на такое не претендовал. Но и он пел так, что мертвых мест не было, все собравшиеся слышали каждое слово, слышали нюансы его интонации. Вертинский затягивал в свой мир «притонов Сан-Франциско» и «маленьких балерин», артистически выпевая каждое слово — и его герои оживали в воображении слушателей, которые чувствовали не только антураж, но и подтекст «песенок».

Он превращал в «песенки» стихи тогдашних молодых поэтов. Часто импровизировал, менял эпитеты и целые строки, а иногда и добавлял от себя — и к «Сероглазому королю» Анны Ахматовой, и к «До свиданья, друг мой, до свиданья» Сергея Есенина. Вкус на стихи у него был артистический. Он безошибочно выбирал самое эффектное. Да и без строк самого Вертинского антология русской поэзии ХХ века была бы неполной. «А все-таки он был настоящим поэтом», — сказал о Вертинском Сергей Образцов через много лет после смерти певца.

Поэт, актер, мелодекламатор, создатель специфического жанра — всё это часто повторяют в разговорах о Вертинском, и всё это верно. Но он, не имея музыкального образования, был и талантливейшим мелодистом. «Он в сотню раз музыкальнее нас, композиторов», — говорил, по воспоминаниям режиссера Леонида Трауберга, сам Шостакович. И впрямь, без его мелодий невозможно представить историю русского ХХ века.

Вертинский Фото: Global Look Press «Когда я уходить решил»: смерть Высоцкого как факт истории страны Почему похороны поэта стали концом целой эпохи

Русское зарубежье вовсе не было монолитным, там дули разные ветра. Вертинский никогда не относился к непримиримым противникам советской власти, что не мешало ему восхищаться стихами крайне правого Георгия Иванова. В Варшаве он сошелся с советским послом Петром Войковым — тем самым, знаменитым, в Китае — с дипломатом Александром Богомоловым. Певец частенько намекал, что у него имеется советский паспорт. В Китае его привечали и советские торговые представители, и харбинские «русские фашисты». Все рукоплескали Вертинскому. И, наверное, все были ему в той или иной степени интересны. Он подсматривал за людьми, выхватывал из жизни сюжеты и репризы для песен. Всё чаще и острее он пел о Родине — как в «Чужих городах» на стихи Раисы Блох:

Принесла случайная молва

Милые, ненужные слова…

Летний сад, Фонтанка и Нева.

Вы, слова залетные, куда?

Здесь шумят чужие города,

И чужая плещется вода,

И чужая светится звезда.

Для Вертинского это не дежурный сеанс ностальгии эмигранта, а начало пути домой.

Положительный герой: Николай Крючков пришел в кино от станка Почему с народного артиста СССР не брали денег московские таксисты

Любовь

Александр и Лидия Вертинские. / Фото: www.yastart.ruУ них была очень счастливая и гармоничная семья. Александр Вертинский боготворил жену, он считал её идеалом, постоянно баловал Лидию и дочек.Они жили совсем не так, как жили в то время советские семьи. Лидия Вертинская хозяйством не занималась, управляла домом бабушка Лидия Павловна. Она прекрасно готовила, при этом могла потчевать гостей блюдами русской и грузинской кухни, а ещё – китайской и корейской. Александр Вертинский с Марианной и Анастасией. / Фото: www.twimg.comВоспитанием Марианны и Анастасии занимались бонны, а попытка отца познакомить девочек с реалиями жизни, отправив их в пионерский лагерь, оказалась, по мнению Александра Вертинского, самой провальной его затеей. После возвращения из лагеря интеллигентные родители были шокированы манерами своих дочерей. Марианна и Анастасия теперь могли ввернуть в речь матерное слово, а за обедом вместо чинного использования столовых приборов могли обескуражить родителей жадным запихиванием еды в рот руками. Лидия Вертинская. / Фото: www.yandex.netПосле переезда семьи в Москву, как и в Шанхае, Лидия Вертинская вполне могла себе позволить не работать. Правда, однажды с женой шансонье познакомился режиссёр Александр Птушко и тут же предложил Лидии Вертинской сыграть роль птицы Феникс в его сказке «Садко». После она снялась ещё в четырёх фильмах, но не относилась к этой работе, как к профессии. Александр и Лидия Вертинские. / Фото: www.yandex.netОна была действительно счастлива: у неё был самый лучший в мире муж, две очаровательные дочери и работа, сделавшая её известной и узнаваемой. Но сам Александр Вертинский всегда помнил о своём возрасте и задавался вопросом, как станет жить его супруга с девочками, если его не станет.Это по его совету Лидия Вертинская стала студенткой факультета живописи Суриковского института в Москве, а после получения диплома стала художником на полиграфическом комбинате.

Ранние годы

Александр Вертинский и его старшая сестра Надежда родились в Киеве (современная Украина ) вне брака : их родители не могли жениться, так как первая жена его отца («Варвара, пожилая, злая и некрасивая женщина») отказалась от развода, поэтому ему пришлось усыновить собственных детей. Оба родителя принадлежали к Русской православной церкви . Его отец Николай Петрович Вертинский (1845–1894) происходил из семьи железнодорожника. Он был известным юристом – по словам Александра, особенно популярным среди бедняков, потому что защищал их бесплатно и даже помогал материально, – и случайным журналистом (издавал фельетоны под псевдонимом Граф Нивер).

Хотя Александр в целом считал себя русским, он предполагал, что в нем тоже есть польская кровь: «Я никогда не встречал людей с моей фамилией в России, но в Польше это встречается более или менее часто … один из моих прадедов, вероятно, был поляк ». Он также признал, что имеет украинское происхождение и украинский язык является одним из его родных языков. В письмах Вертинский вспоминал время, когда он работал на киностудии Довженко, и украинская актриса Наталья Ужвий была удивлена, услышав его украинский акцент.

Мать Александра Евгения Степановна Сколацкая происходила из дворянской семьи, но родители отказались от нее после того, как она родила внебрачных детей. Она умерла, когда Александру было всего три года от сепсиса после неудачной операции, а через два года его отец тоже умер от туберкулеза . По словам Александра, Николай Вертинский не мог смириться со смертью жены, много времени проводил на кладбище и однажды был найден без сознания возле ее могилы, что привело к его болезни и быстрой смерти.

Вертинского воспитывала сестра его матери Мария Степановна, а Надежду – другая ее сестра, Лидия Степановна. Они не хотели, чтобы братья и сестры встречались, до такой степени, что Александру сказали, что его сестра умерла, и наоборот; только спустя годы он увидел ее имя в театральном журнале и связался с ней. В 1898 году он поступил в Первую Киевскую гимназию, предназначенную для детей аристократии. Его отчислили из второго класса и перевели в менее престижную 4-ю Киевскую гимназию. В 1905 году его снова отчислили, на этот раз из пятого класса. Вертинский не любил учиться, обвиняя тетю, которая «ничего не знала о воспитании детей».

Он пробовал работать на разных работах, прежде чем начал зарабатывать на жизнь написанием рассказов в киевской периодике. В 1912 году Вертинский и его сестра переехали в Москву, где он потерпел неудачу в своем стремлении вступить Станиславский «s МХАТ . За это время он пристрастился к кокаину – привычке, которая унесла жизнь его сестры. С 1914 по 1916 год он участвовал в Первой мировой войне , проходя службу в госпитальном поезде, организованном Морозовыми . Он лечил только тяжело раненых солдат и перевязал в общей сложности 35000 ран.

К 1916 году Вертинский начал использовать сценическую фигуру Пьеро с напудренным лицом, напевая миниатюрные новеллы в песнях, известные как ariettas, или «скорбные частушки Пьеро». Каждая песня содержала пролог, экспозицию, кульминацию и трагический финал. Начинающего исполнителя окрестили «русским Пьеро», завоевали известность, стали объектом подражания, восхищения, поносили в прессе и восхищались публикой.

Одновременно с бурно развивающейся певческой карьерой он играл экранные эпизоды в немых фильмах Александра Ханжонкова . С этого времени началась давняя дружба с Иваном Мозжухиным . Его знаменитое произведение «Ваши пальцы пахнуть ладаном» было посвящено другой кинозвезде – Вере Холодной . Незадолго до Октябрьской революции Вертинский придумал сценический образ Черного Пьеро и начал гастролировать по России и Украине, исполняя декадентские элегии с оттенком космополитического шика, такие как «Кокаинетка» и танго «Магнолия» («В бананово-лимонном Сингапуре»). По словам американского историка Ричарда Стайта , «Вертинский купал свои стихи в образах пальм, тропических птиц, иностранных портов, шикарных вестибюлей, потолочных вентиляторов и« рассвета на розовом море »- именно в тех вещах, которые война время, которого жаждала публика.

Птица Феникс

Лидия Циргвава появилась на свет 14 апреля 1923 года в китайском городе Харбин, в семье советского железнодорожного служащего грузинского происхождения. В 1940 году 17-летняя Лида, работавшая в то время в пароходной компании, встретила в Шанхае артиста Александра Вертинского, разменявшего к тому времени шестой десяток. Лидия полюбила Александра, несмотря на разницу в возрасте в 34 года, и вышла за него замуж. После начала Великой отечественной войны Александр Николаевич, покинувший Россию в 1920 году и с тех пор скитавшийся по миру, уговорил советскую власть позволить ему вернуться на Родину, поскольку хотел поддержать свою страну в трудный для неё период. Вместе с молодой женой и трёхмесячной дочкой Марианной Вертинский приехал в Москву, где сперва жил в гостинице, а через несколько лет получил от государства квартиру.

imageАлександр Вертинский с дочерьми Марианной и Анастасией. Фото: Википедия

–>

После войны Лидия поступила в Московский государственный академический художественный институт на факультет живописи, а после его окончания стала работать художницей на полиграфическом комбинате. Её муж плотно общался с видными представителями столичной творческой интеллигенции, и однажды на Лидию обратил внимание режиссёр Александр Птушко, предложивший ей роль птицы Феникс в фильме-сказке «Садко».

imageЛидия Вертинская в фильме «Садко». Кадр из фильма

Вертинская обладала особой, экзотической внешностью, и правильный макияж мог придать её красоте зловещие нотки. В конце пятидесятых Лидия снялась в исторических драмах «Дон Кихот» и «Киевлянка» и фильме-сказке «Новые похождения Кота в сапогах». Последнюю свою роль она сыграла в 1963 году в картине Александра Роу«Королевство кривых зеркал».

Лидия Вертинская в фильме «Королевство кривых зеркал». Кадр из фильма

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий