Живой Кавказ: информационно-аналитический интернет журнал

Популярные жанры

Поп Рок Рэп Метал Джаз Электронная Классическая

Витринный и народный

«Бессонница» начинается сразу за выходом из гардероба, где разместилась небольшая часть экспозиции музея Сайдаша (у них с театром общий адрес — в постройке рядом с театром композитор жил). Два его работника задушевными, но не лишенными казенности голосами, одна на татарском, вторая на русском, рассказывают биографию Сайдашева.

О том, как он захотел стать музыкантом, как писал марш Красной Армии, о том, как критика советской композиторской школы членом Политбюро Андреем Ждановым отразилась не только на Шостаковиче, Хачатуряне, Прокофьеве, но и на Сайдашеве, которого уволили со всех работ, перестали ставить музыку на радио и приглашать на концерты. Только волна писем властям вынудила их поздравить композитора с 50-летием и присвоить звание народного артиста Татарской АССР, однако это не вернуло его в профессию, он жил случайными гонорарами, а еще каждый день ходил к родному театру, однако никто из коллег не подавал ему руки. Здесь нужно пояснить, что в то время в здании на улице Горького находился театр Камала.

Вдохновенная, сбивчивая и двуязычная речь настраивает на самые пессимистические ожидания. Если сейчас скучновато, то что будет дальше? Постфактум думаешь — возможно, авторам хотелось, чтобы зрители потом считали все аллюзии на биографию? Но тогда открывающий текст можно было поручить актерам. Справедливости ради отметим, что работники музея очень помогли авторам, предоставив подробные сведение о жизни композитора.

image
Фото: instagram.com/k_tinchurin_teatri

С другой стороны, не так ярок был бы контраст, когда после музейщиков свет гаснет и под звон камертона выходят студенты Казанского театрального училища в ролях хранителей сна (они заботятся о том, чтобы зрители вели себя тихо и направляют их в променаде). В полутемном театре, в которой оказывается немало малоизвестных нам комнат, начинается спектакль. Ночные залы, вероятно, натолкнули авторов на идею о снах.

Биография

Салих Замалетдинович Сайдашев – родоначальник татарского профессионального музыкального творчества. Салих Сайдашев родился в г.Казани в 1900 году. Образование получил в Казанском музыкальном училище. В годы гражданской войны, находясь в рядах Красной Армии, Сайдашев проявил себя как замечательный организатор красноармейской музыкальной самодеятельности.

С 1922 года Сайдашев начинает свою деятельность композитора. Он первым использовал в татарской музыке такие формы как оркестр и хор, инструментальный ансамбль, самобытно обогатил пятитонный звукоряд, а татарский фольклор – формами русской и западноевропейской музыки. В 1934 – 1938 годах Сайдашев учился в Московской консерватории. По возвращении в Казань он писал музыку к новым постановкам Татарского академического театра, лирические песни, выступал как дирижер.

Труды Салиха Сайдашева доказали, что в татарской музыке вполне применимы как симфония, так и иные формы. Слушатели с восторгом восприняли эти новшества, обогатившие национальную музыку. В 1928-1954 годах С. Сайдашев жил во флигеле по ул. М. Горького д. 13. Теперь там установлена мемориальная доска. Умер Салих Замалетдинович в 1954 году

Изменить вики-статью

Описания исполнителей на Last.fm доступны для редактирования всеми пользователями. Ты можешь принять участие! Часть текста на этой странице предоставляется пользователями по условиям свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike License; могут действовать также другие условия.

Надоела реклама? Стань подписчиком

Похожие исполнители

  1. Илhам Шакиров

    132 слушателя

    image

  2. Хайдар Бигичев

    36 слушателей

    image

  3. Ильгам Шакиров

    72 слушателя

  4. Ильхам Шакиров

    127 слушателей

  5. Zulya And The Children Of The Underground

    1 212 слушателей

  6. Салават Фатхетдинов

    841 слушатель

  7. Zulya

    11 421 слушатель

  8. Ренат Ибрагимов

    963 слушателя

  9. Non Cadenza

    12 254 слушателя

Показать всех похожих исполнителей

Перспективные композиции

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

Показать все перспективные композиции

Сборники

Популярная Хиты 80-х Хиты 90-х Для тренировки Расслабляющая

Гарипова — Янсуар — Juna

Единственный штатный режиссер-постановщик театра, Резеда Гарипова — еще и преподаватель театрального училища. Первая работа с поэтом Луизой Янсуар — это спектакль по ее стихам «Ишек» («Дверь») объединения «Калеб», в котором за музыку отвечала группа Junа. В этом году их силы вновь сошлись, сначала на спектакле «Карурман» (для которого Гарипова и Янсуар написали и пьесу), сделанном в жанре фэнтези. В «Сәйдәш. Йокысызлык» тандем пошел дальше в исследованиях формы — зрителю представили иммерсивный спектакль-лабиринт, а проще говоря, «бродилку», когда зритель перемещается из одной локации в другую и наблюдает сцены. Иногда схема работает, иногда кажется элементом из творческого вечера памяти, иногда текст совершенно не прочитывается за визуальными эффектами. Но прийти домой и поставить музыку — очень хочется.

Первым среди казанских театров в этом себя попробовал в 2017 году Камаловский театр, рассказав свою краткую историю в променаде «Дәрсе гыйбрәттер театр…» (или «Будить сердца людей…», хотя точнее перевести это как «Театр для народа — это поучительный урок»).

Тогда зрителям показывали эпизоды в гардеробе, они наблюдали за перепалкой труппы «Сайяр» сквозь окна фойе, драматург Карим Тинчурин оказывался в застенках под сценическим кругом. Был там и Салих Сайдашев — играл на фортепиано (воспроизводилась знаменитая история о том, как Тинчурин запер его, чтобы тот таки написал нужную музыку), волей сценария к нему приходила Сара Садыкова, чтобы тоже стать композитором…

image
Фото: kamalteatr.ru

Позже иммерсивность в Казани на глобальном уровне выдал в 2018-м проект «Анна Каренина» с множеством сюжетных линий, баром, парфюмерией и закулисной машинерией. Янсуар и Гарипова на него не ходили, делали без оглядки на крупные референсы. Отметим, впрочем, что это не первый случай, когда в Тинчуринском играют не на сцене — «HAMLET. Сцены» здесь ставили в фойе.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий