Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра последней императрицы – Прекрасная эпоха модерна — ЖЖ

Матушка Елизавета

После смерти мужа великая княгиня решилась на невиданный шаг: она продала свои драгоценности, часть, причитавшуюся династии, вернула в казну, и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинскую обитель. Хотя детище Елизаветы сложно назвать монастырём, его послушницы вели почти монашескую жизнь, за тем лишь исключением, что по истечении некоторого времени могли покинуть обитель и начать семейную жизнь.

Главной заботой сестёр Марфо-Мариинской обители был уход за больными. Кроме того, сестры помогали беспризорникам и детям из семей, которые не могли дать им хоть какое-то образование. Настоятельница, Елизавета Фёдоровна, обители сама посещала самые бедные из московских трущоб, такие как Хитров рынок, чтобы найти детей, нуждающихся в помощи.

Для своего времени обитель была передовой: здесь располагалась столовая для бедняков, лечебницы и даже аптека, где большая часть лекарств раздавалась нуждающимся бесплатно. Помимо подвижнического труда, сестры не забывали и о собственном образовании и развитии: в обители читались лекции, проводились собрания Русского географического общества. Авторитет Елизаветы Фёдоровны позволил привлечь в обитель лучших специалистов того времени.

Велика была роль Марфо-Мариинской обители и в годы Первой мировой войны. Здесь ухаживали не только за ранеными русскими солдатами, но и за военнопленными: австрийскими и немецкими солдатами. Подобное стремление помочь жертвам войны с обеих сторон навлекло на великую княжну обвинения. Ей припомнили немецкое происхождение.

Несмотря на все наветы, настоятельница Марфо-Мариинской обители продолжала свои труды, которые вылились в появление в России новой отрасли промышленности – изготовление протезов. Протезный завод построенный при активном участии великой княжны в 1916 году, продолжает свою работу и ныне.

Загадка принцесс

Чтобы в полной мере осознать загадочность фигуры Елизаветы Фёдоровны, стоит сравнить её судьбу с судьбой её младшей сестры Александры Фёдоровны, последней российской императрицы. Если подходить к этому формально, то получится, что линии жизни сестёр абсолютно идентичны. Две немецкие принцессы, обе — признанные красавицы. Получили одинаковое воспитание. Обе вышли замуж за представителей российского императорского дома. Елизавета — за Сергея, брата императора Александра III. Её сестра — за сына императора, цесаревича Николая. Обе приняли православие. Воспитывали детей. Занимались благотворительностью. Приняли мученическую кончину. Признаны святыми.

image Статья по теме «Гессенская муха». Почему жену последнего русского царя так не любил народ

Но есть нюанс. Александра Фёдоровна при жизни получила в народе обидное прозвище «Гессенская муха», считалась немецкой шпионкой и разорительницей России. Словом, о популярности (и уж тем более любви) тут говорить не приходится. Елизавета Фёдоровна, напротив, была окружена неподдельной народной любовью, местами переходящей в обожание.

Особенно это было заметно в Москве, куда Елизавета перебралась вместе с мужем, которого в 1891 г. назначили московским генерал-губернатором. За какое-то смешное время популярность великой княгини здесь достигла высочайших отметок. Обычно жители Первопрестольной подозрительно относились к «назначенцам» из Санкт-Петербурга: давала о себе знать вековая ревность древней столицы ко всякого рода «питерским выскочкам», вдобавок ещё и немецкого происхождения. К тому же Елизавета, в отличие от своей сестры, говорившей по-русски практически идеально, так и не смогла до конца освоить славянскую фонетику: до конца жизни у неё, по свидетельствам современников, сохранялся характерный акцент. В общем, шансы стать в Москве своей у Елизаветы стремились к нулю.

Тем не менее москвичи почти сразу её приняли, что называется, всей душой. Даже среди московского студенчества, традиционно стоящего в резкой оппозиции к власти, Елизавету любили и даже сделали своего рода талисманом.

В Татьянин день генерал-губернатор с супругой посещали торжественное заседание в Московском университете, это было частью протокола. А дальше начиналась импровизация. От университета великой княгине преподносили букет. И студенты считали, что если кому-то удастся урвать хотя бы цветочек из букета Елизаветы Фёдоровны, то экзамены такой счастливец сдаст легко и благополучно: «Лестница была обычно запружена нерадивыми студентами, и великая княгиня, пройдя сквозь этот строй, выходила из университета без единого цветочка».

image Подвиг княгини. Как немецкая принцесса стала русской святой

Религиозные и благотворительные деяния княгини

Чета молодоженов поселилась в имении Сергиевском. Там они жили большую часть года, лишь иногда посещая балы и светские мероприятия. Елизавета Федоровна выучила русский язык в совершенстве. Со временем начала бывать на православных богослужениях. Устроила в селе возле своего дворца больницу. Проводила ярмарки для крестьян.

Ее муж Сергей Александрович был назначен на пост генерал-губернатора в 1891 году. Через год он организовал Елизаветинское благотворительное общество, в котором княгиня принимала активное участие. Елизавета Федоровна также состояла в Дамском комитете Красного Креста.

Своих детей в семье Елизаветы и князя не было. Но после смерти жены великого князя Павла Александровича они занимались воспитанием своих племянников: Марии и Дмитрия.

Когда началась русско-японская война, Елизавета организовала комитет помощи военным. Отправляла на фронт лекарства, молитвословы, одежду. Устраивала раненых в госпитали.

Вместе со своим мужем великая княгиня выступала против вольнодумства, революционеров и террористов. Из-за этой деятельности ее супруга убили 4 февраля 1905 года. Князь погиб от взрыва бомбы, а его убийца Иван Каляев так и не раскаялся в содеянном. Хотя княгиня Елизавета и ходатайствовала перед Николаем Вторым за него. Таким добрым и большим было ее сердце.

К тому времени Елизавета Федоровна уже сменила веру на православие. Хотя ее семья в Англии была против этого. И после кончины мужа она заняла пост председателя Императорского православного палестинского общества.

Принцесса Элла

Будущая великая княгиня Елизавета Федоровна появилась на свет в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы Саксен-Кобург-Готской, которая была дочерью английской королевы Виктории. Принцесса Элла, как звали Елизавету Федоровну до принятия православия, повидала многое.

Вместе с сестрой они пережили эпидемию дифтерии, в которой потеряли младшую сестру и мать, годы воспитания при дворе властной бабки, королевы Виктории. К юной Элле даже сватался наследник прусского престола Вильгельм, однако, как считается, она отвергла его предложение.

Выбор семьи пал на русскую императорскую фамилию, которая охотно брала в жены для великих князей и наследников принцесс из небольших немецких княжеств. Ей подобрали очень видного кандидата: Великий князь Сергей Александрович, младший брат императора Александра III, был хорошо известен при маленьком княжеском дворе.

Организация брака заняла около года – столько принцесса Гессен-Дармштадтская раздумывала над предложением великого князя. В сентябре 1883 года принцесса Елизавета и Сергей Александрович были помолвлены, а в июне 1884 года сочеталась браком. Жених, который был старше невесты на семь лет, открыл для невесты мир русской культуры. С самого начала супружеской жизни она удивлялась набожности мужа, однако не могла поступиться своей верой.

Труд, молитва, вера

Сейчас в Москве по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, при поддержке правительства Москвы, при участии Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ и Института Всеобщей истории РАН проходят XXII Елисаветинско-Сергиевские чтения, организованные Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Участие в чтениях примут ведущие историки, архивисты, писатели, представители государственной власти и научного сообщества, столичных и региональных музеев, молодёжных организаций и студенчества.

Событие приурочено к 155-летию со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Тема нынешних чтений — «Гессенские принцессы. Традиции воспитания и образования в России и Германии. 1840-1918». Участники и гости чтений узнают о том, как благодаря активной просветительской деятельности августейших благотворительниц из Гессенского дома на российскую почву были перенесены западноевропейские принципы воспитания, как они слились с отечественными традициями и как из этого появились новые формы и направления образовательной деятельности, воспитания и попечения о детях. Особо подчёркивается, что в учреждениях, которые находились под их покровительством, благотворительницы следовали тем же самым принципам, что и в своих семьях. Труд, молитва, развитие творческих способностей, христианская вера, любовь к Отечеству.

– Мы начали первую сессию чтений с благодарственного молебна, – сказала на открытии XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений Председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова, – в знак того, что гессенские принцессы были нашими соотечественницами, самозабвенно любили Россию, видя в этом залог ее развития. Если уроженки другой страны посвятили жизнь нашему Отечеству, то что мы можем сделать для него?

VIII Елисаветинский крестный ход

image © АиФ / Эдуард Кудрявицкий image © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий © АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий