Сергей Коржуков: история первого солиста группы «Лесоповал»

Сборники

Популярная Хиты 80-х Хиты 90-х Для тренировки Расслабляющая

Другие жанры →

Трагическая гибель

Однако, по мнению Федора Раззакова, по натуре застенчивый и скромный Сергей Коржуков свалившейся на него славы не выдержал. В тот роковой июльский день 1994 года, как утверждает Михаил Танич в своей книге «Играла музыка в саду», для которого Коржуков успел стать близким другом, музыкант находился в квартире своей матери, располагавшейся на 14 этаже высотного жилого дома. Там, по словам Танича, лидер «Лесоповала» обосновался после того, как расстался со своей второй, но уже многолетней женой Людмилой. Ранним утром 20 июля музыкант выпал с балкона. Смерть наступила мгновенно.

До сих пор неизвестны все обстоятельства произошедшего, а потому неясно: покончил ли Сергей Коржуков с собой или речь идет о банальном несчастном случае. Михаил Танич, хоть и хорошо знал Коржукова, тоже не смог докопаться до истины. В своих мемуарах поэт гадал: нарочно или нечаянно поскользнулся певец. Правда, Танич, сославшись на слухи, упоминал в своем издании какую-то записку, якобы оставленную Коржуковым. Эта записка якобы была изъята сотрудниками милиции. Впрочем, Михаил Исаевич признавался в том, что он даже не спрашивал о ней у милиционеров.

Музыкальный стиль[править | править код]

В песнях «Лесоповала» уделяется большое значение лирическому содержанию, которое основывается на повествовании о свободе, трудовых лагерях, преступной жизни, и иногда других темах, таких как мир и любовь[11]. Михаил Танич говорил, что шесть лет, проведённых им в советских трудовых лагерях, дали ему возможность изучить и прочувствовать на себе все стороны и особенности преступной жизни, и что его задача состояла в том, чтобы найти хоть какие-нибудь положительные черты в людях, связанных с уголовным миром[11].

Михаил Танич был политическим заключённым, но в своих стихах он сочувствовал и другим заключённым, которые находились в местах лишения свободы за различные преступления, в том числе тем, кто незаслуженно отбывал срок или кто был там за мелкие преступления. Также немало у группы песен, рассказывающих об «отошедших», порвавших с преступным миром людей. Танич заявлял, что шансон «дико цвёл в советские времена, когда вся страна была в лагерях, когда зоны, колючая проволока, вышки охраны с надзирателями и автоматами, были всюду». Помимо всего этого, он считал, что в России все в какой-то мере связаны с лагерями и с преступной жизнью[12].

В своих песнях Танич часто затрагивает темы из советской жизни, фокусируя их на людей с криминальным прошлым[12]. Некоторые из его песен имеют отношение с политическими темами советской эпохи, часто с юмористическим оттенком. Например, песня «Налог» повествует о налоге на бездетность, существовавшего во времена СССР. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Герой песни оплакивает это, он вынужден заплатить этот налог, сидя в тюрьме, ещё и тюремные охранники отказываются предоставить ему женщину для зачатия ребёнка.

Песни группы часто включают сленг, жаргон, блатные выражения, которые, как говорил Сергей Коржуков, необходимы, чтобы точнее представить уголовную жизнь в России[13].

В музыке группа полагается на стиль русской бардовской (авторской) песни, для которой характерен сильный вокал с гитарным аккомпанементом. Музыканты сочетают эти традиции с использованием аккордеона, синтезатора и барабанов[12].

Критика[править | править код]

В то же время, официальные правительственные лица осуждают творчество коллективов, поющих в стиле русского шансона. В частности, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов назвал эти песни «пропагандой преступной субкультуры»[12].

Известный автор-исполнитель и один из ярких представителей жанра «русский шансон» Александр Новиков, отбывший в местах лишения свободы 6 лет, рассуждая о жанре, привёл в пример песню группы «101-й километр»[14]:

Если я пою о тюрьме, то это очень горькие и очень печальные песни. Тюрьма – это не такая сладкая штука, чтобы скакать под ручку с Пугачёвой и петь «Сто первый, сто первый! Бросай якоря! А там, за сто первый, – опять лагеря». Свистопляска!

Известный критик Артемий Троицкий дал следующую характеристику жанра «русский шансон»[15]:

Единственной разновидностью нашего «шансона», на которую у меня откровенная аллергия, является приблатнённая попса. Для меня символом этой музыки служит группа «Лесоповал». Вот ничего гаже группы «Лесоповал» я представить себе не могу.

История[править | править код]

Михаил Танич, основатель и автор песен «Лесоповала»[5], в 1947 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации. В тюрьмах и лагерях Танич провел шесть лет[6][6]. В 1953 году был освобожден по амнистии.

Перед тем как встретить в 1991 году Сергея Коржукова, Танич написал много стихов к песням, которые в дальнейшем станут хитами группы. Сначала была попытка записать эти песни с Владимиром Матецким. Было записано 12 песен, но особой популярности они не получили. Танич начал поиски другого солиста и композитора для исполнения его песен. Жена Танича порекомендовала Коржукова[7]. На даче в Асари поэт продиктовал по телефону Сергею пару своих стихотворений и через пару дней он принёс написанную к ним музыку. Впоследствии Танич встретился с Коржуковым, и они записали первую песню, которая тут же стала популярной. Постепенно собрали коллектив, появилась группа и её первый солист и композитор Сергей Коржуков, ставший помимо всего прочего другом семьи Танича[3].

Благодаря популярной тематике 1990-х годов песни группы быстро стали известны в России и во многих странах проживания русскоязычной эмиграции. Самые известные песни этого периода: «Я куплю тебе дом», «Заповедь»«Три татуировочки»«Вагон столыпинский», «Птичий рынок», «Кореша», «Воруй, Россия!».

В июле 1994 года в возрасте 35 лет погиб Сергей Коржуков, выпав с 15-го этажа из окна собственной квартиры. Считается, что произошёл несчастный случай, потому как причин для самоубийства не было[7]. После смерти Сергея Коржукова группа практически перестала существовать. Но Михаил Танич получал множество писем с просьбами о воссоздании группы, что, собственно, он и сделал спустя почти полгода. Первый концерт возрождённого «Лесоповала» состоялся 4 декабря 1994 года. В группе на этот раз фигурировало 2-3 вокалиста, ключевым из которых являлся Сергей Куприк, которому на момент прихода в группу был всего 21 год.

В 1995 году был выпущен альбом «Амнистия», в основу которого легла домашняя аудиозапись Сергея Коржукова, поверх которой было наложено музыкальное сопровождение[8]. Полностью в студии была записана лишь песня «Морячка», а записи песен «Кума» и «Сентиментальный вальс» были сделаны на концерте 23 июня 1994 года в ГЦКЗ «Россия».

В 1996 году вышел сборник перепевок ранних песен группы «Новый состав», и пятый альбом «Королева Марго». Новым композитором группы стал Александр Федорков, работавший с начала основания группы, при Коржукове был штатным музыкантом и аранжировщиком[9]. Помимо Федоркова, музыку для «Лесоповала», стали писать такие композиторы, как Илья Духовный, Руслан Горобец, Леонид Марголин, Игорь Демарин, Виталий Окороков, Александр Добронравов, Игорь Слуцкий, Аркадий Укупник, Игорь Азаров, Андрей Савченко, Александр Клевицкий, Александр Басилая и Олег Гонтарь.

Вплоть до смерти в 2008 году Михаил Танич продолжал писать песни для «Лесоповала», включая последний альбом — «Наша жизнь», который был подготовлен и выпущен после его смерти. Презентация альбома состоялась в московском Театре Эстрады.[10]

На одном из последних концертов группы с участием Танича он сказал:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий