Первый белорусский челлендж-блог: Проект “Вдохновись Беларусью”. Ефросинья Полоцкая и её крест

Начнем с самого начала

По первоначальному замыслу крест создавался для того, чтобы вечно «животворить» души жителей родной земли. Для него выбрали намоленное место — полоцкую Спасо-Преображенскую церковь. Работу поручили искусному мастеру Лазарю Богше. Шестиконечная форма, символизирующая каждый день сотворения мира, имела 52см в длину и 2,5см в ширину. Верхнее и нижнее перекрестие, соответственно, были длиной 14 и 21 сантиметр. Для основы мастер взял кипарисовое дерево (запомните эту важную деталь), которое покрыл 22-мя золотыми пластинами, украшенными искусными орнаментами, драгоценными камнями и 20-ю иконками, выполненными в технике перегородчатой эмали.

Надпись, выгравированная на одной из пластин, увековечила стоимость изделия – 100 гривен за материалы и 40 гривен — мастеру за работу. «Гривна» — это денежная единица XII века, которая в среднем представляла собой 200 граммов чистого серебра. По современным ценам изготовление «церковной утвари» обошлось заказчику в 14тыс. долларов. Однако, в тем времена это был годовой доход всего Полоцкого княжества, которое, как известно, считалось одним из самых богатых и процветающих.

Истинная ценность святыни на самом деле не имеет материального эквивалента. Она являлась ковчегом, в котором находились бесценные дары, полученные Евфросиньей от патриарха Луки Хризоверха и Византийского императора Мануила:

капля крови Христа мощи первомученика Стефана капля крови святого Димитрия мощи святого Пантелеймона частица Креста Господня частица камня от гроба Пресвятой Богородицы.

Лазарь Богша завершил работу в 1161 году, что подтверждает соответствующая надпись на золотой пластине: «В лето 6669 года покладает Еввфросиния сей честный Крест в церкви Спаса Святого, что в монастыре ее». Помимо чисто «информационных» сообщений, автор послал через столетия ряд заклятий и оберегов. Одно из них категорически запрещало выносить крест за пределы монастыря. Кто «дерзнет сотворить сие», тот будет навеки проклят «святыми 318 Отцами, Святою Животворящею Троицею, Семью соборами святых отцов» и постигнет его участь Иуды Искариота.

Подобные заклятия для церковного и монастырского добра были делом вполне обычным. Верующий христианин никогда бы не пошел против них, поскольку подобные деяния считались страшных грехом, за которым могли последовать «страшные беды» и отлучение от церкви. Однако, как показали последующие события, кары Господней в этой жизни боятся далеко не все.

В Спасо-Преображенской церкви святыня пробыла недолго. В 1222 году князь смоленский Мстислав Давыдович покорил Полоцк и перевез ее в Успенский собор своего города, где она находилась до 1514 года. После захвата Смоленска князем Василием ІІІ крест «переезжает» в Москву.

imageФото: itd1.mycdn.me. Икона Евфросиньи Полоцкой

В летописи Никона написано, что Иван IV Грозный в 1563 году пошел войной на Великое княжество Литовское. Духовную поддержку в ратном деле ему обеспечивали христианские реликвии, в числе которых упоминается «крест Полоцкий, украшенный златом и дорогими каменьями». После взятия Полоцка царь повелел возвратить крест на его исконное место.

Через 16 лет — в 1579 году – полки Речи Посполитой отбили город у Московского царства. Чтобы в очередной раз не потерять святыню, монахини спрятали ее в соборе Святой Софии. После Брестской унии Софийский собор, наряду с другими православными храмами, перешел в лоно греко-католической церкви, прихожане которой также почитали крест Ефросиньи и относились к нему с благоговением.

В 1841 году реликвию торжественно перенесли в Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря. Надо отметить, что в середине XIX века полоцкий крест неоднократно выставлялся для поклонения в крупных городах Российской империи, включая Москву и Санкт-Петербург.

В 1922 году Республике Советов срочно потребовались деньги на восстановление экономики, что привело к массовому изъятию церковных ценностей. Реквизировали и крест Евфросиньи. Неким образом об этом узнали в Москве и потребовали выяснить место хранения и обеспечить сохранность. Однако, реликвия затерялась. Ее искали шесть лет, и нашли в местном финотделе. Изъяли и перевезли в Минск.

Поскольку в это время уже было принято решение о переносе столицы БССР в Могилев, то все собранные ценности переправили на ответственное хранение в местный обком партии, в здании которого была оборудована специальная комната-сейф больших размеров. Там они неотлучно находились до лета 1941 года. Передовые немецкие части вошли в город через месяц после начала войны. Что творилось в эти дни, даже трудно себе представить. Однако, мы не только представим, но и послушаем непосредственных участников эвакуации ценностей.

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.

imageОписать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Мечта Ефросиньи

У Преподобной Ефросиньи была своя заветная мечта – она очень хотела побывать на святых местах Палестины. Это желание она решила осуществить, будучи далеко в преклонном возрасте.

Раньше жизнь Ефросиньи Полоцкой была посвящена переписыванию и написанию собственных книг и учений мирянам, а также налаживанию жизни монахов при монастырях. Достигнув запланированного, она, оставив обитель на свою сестру Евдокию, отправилась в путешествие.

На пути к Иерусалиму она встречалась с Константинопольским патриархом Лукою. А прибыв к месту назначения и посетив Живоносный Гроб Господень, остановилась в Русском монастыре.

Именно здесь ее настигла болезнь. 23 мая 1173 года, так и не излечившись, Ефросинья отошла в мир иной. Согласно завещанию святой, ее тело было захоронено в обители Преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима.

imageС 1187 года ее мощи хранились в Киево-Печерской лавре, а в 1910 году они были возвращены на родину Ефросиньи в Полоцк, где находятся и сейчас.

В искусстве

  • Пьеса Ирины Масленицыной «Крест Ефросиньи»

Биография

Родилась в период между 1101 и 1105 годами. По мнению исследователя Мельникова, наиболее вероятной датой является 1104 год. Он же отмечает, что традиционная точка зрения, согласно которой Евфросиния родилась в 1120 году, является неверной, существующее же мнение о её рождении в 1110 году также является малоправдоподобным.

При рождении ей было дано имя Предслава. В 12 лет она приняла монашеский постриг под именем Евфросиния (в честь преподобной Евфросинии Александрийской). Будучи грамотной, Евфросиния много читала и с разрешения Илии, епископа Полоцкого, поселилась в келье у полоцкого Софийского собора, в котором находилась богатая библиотека. Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню.

В 1127—1128 годы Евфросиния основала Полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь, куда под её влиянием постриглись также её сестра Гордислава (в иночествеВ — Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава Борисовна (в иночествеВ — Евпраксия). Монастырь получил богатые вклады и Евфросинией в нём был построен каменный храм Спасителя, сохранившийся по настоящее время. Также Евфросинией была построена каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы вокруг которой возник мужской монастырь. Для неё около 1160 года из Византии была привезена Ефесская икона Богородицы, написанная по преданию евангелистом Лукой.

В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим, где скончалась и была погребена в монастыре Феодосия Великого. Впоследствии её тело было перенесено в Киево-Печерский монастырь, где мощи Евфросинии находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где хранятся по настоящее время.

Стала первой женщиной на территории Белоруссии, признанной святой. Несмотря на то, что её житие было после раскола христианства, она равно почитаема как в православии, так в католичестве. «Житие Ефросиньи Полоцкой»В — один из памятников раннего православия в Белоруссии. На территории Беларуси Евфросиния Полоцкая, наряду с Кириллом Туровским,В — одна из самых почитаемых святых.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий