Огюст Роден Auguste Rodin: новая жизнь старых скульптур или — БЛОГ ИРИНЫ ДВОРКИНОЙ — ЖЖ

В чем особенность техники создания скульптуры «Поцелуй»

Скульптор изобразил героев физически красивыми и молодыми. Однако он не идеализирует их и не делает из них бога и богиню.

Мы видим и слишком широкую фигуру Паоло, и его скошенный затылок. А Франческа хоть и прекрасна, но все же ее тело не отшлифовано до невероятной гладкости и блеска. Ее изгибы похожи на очертания реальной женщины.

Ещё раз сравните две скульптуры: академиста и Родена, – разница становится очевидной.

image
Слева: Огюст Роден. Поцелуй. 1882. Мрамор. 182 см (высота). Музей Родена, Париж. Wikimedia Commons. Справа: Реймонд Гейрард. Дафниc и Хлоя. 1855. Мрамор. 153 см (высота). Лувр, Париж. Collections.Louvre.fr.

А теперь самое интересное.

Я уже упоминала выше, что Роден очень хотел передать эмоции героев в тот момент. Ведь их поцелуй был единственным и кратким. Но в это мгновение влюбленности и близости они испытали невероятные ощущения!

image
Фото детали скульптуры «Поцелуй». Musée-Rodin.fr.

Но как это передать в камне?

Роден нашёл ответ в … импрессионизме.

Ведь именно импрессионисты были экспертами в передаче ощущения «здесь и сейчас», в воплощении одного мгновения. Но только с помощью краски.

Берта Моризо. Летний день. 1879. Масло, холст. 46 х 75 см. Национальная Лондонская Галерея. Wikimedia Commons.

Чтобы передать мгновение, было важно работать быстро, с натуры. А значит, неизбежно приходилось часть пространства оставлять незавершённым.

Да, вполне можно было довести дело до конца в студии. Но такая незавершенность на самом деле была кстати, так как это передавало особенности нашего зрения. В каждое мгновение мы держим в фокусе что-то одно, остальное остаётся неясным и даже размытым из-за периферийного зрения.

Роден тоже оставил «в фокусе» только фигуры. И отшлифовал их. А вот камень, на котором они сидят, оставил как будто необработанным, грубым.

Возвращаемся к импрессионистам. Они не скрывали мазков краски. Когда передаёшь впечатление, уж точно не до того, чтобы сглаживать поверхность. У Берты Моризо мы видим каждый мазок, живущий своей жизнью. И только в совокупности и на расстоянии они создают изображение. Но именно такая небрежность тоже подчеркивает ощущение «здесь и сейчас».

Роден тоже решил не скрывать, как он работал. Ведь его скульптура была сделана с помощью пунктировальной машины. С помощью нее ученик или ассистент вытачивает из камня скульптуру по макетному образцу мастера. И только когда скульптура полностью готова, сам мастер доводит ее до нужного замысла и шлифует.

А теперь посмотрите на вот эти круглые отметины на скульптуре (на щеке и плече Франчески, а также на теле у Паоло в нижнем левом углу).

Фото детали скульптуры «Поцелуй». BBC.com.

Такие отметины оставляет как раз пунктировальная машина. И, конечно, их потом удаляют шлифовкой. Но… Роден их оставил!

Конечно, у него была возможность их «стереть». Он же не с натуры работал, как импрессионисты. И во времени не был ограничен. Но он не скрывает «мазки», предпочитая небрежность идеальности. Так он пытается уловить мгновение страсти между влюблёнными.

И ещё один момент. Импрессионистам было не до проработки деталей. Важно было уловить мгновение. И Роден поступает похожим образом. Он прочерчивает с помощью долота линии на головах героев, обозначая волосы. Но так и оставляет их, не смягчая углубления.

Также и Моризо двумя-тремя мазками обозначает руки своих героев, не вдаваясь в детали.

На фрагменте выше мы видим книгу в руках Паоло. Она тоже высечена очень схематично. Что ж, не до деталей, когда важно показать первый и последний поцелуй несчастных влюблённых…

Да, недаром Родена называли скульптором-импрессионистом.

О. Роден «Вечная весна» (1884)

image

Скульптурная группа изображает обнаженного молодого человека с крыльями бабочки (Зефир – бог западного ветра). Левой рукой он опирается о ствол дерева, а правой обнимает обнаженную девушку (Флору – богиню цветов), стоящую на коленях на земле. Это иллюстрация пятой книги поэмы Овидия (43 г. до н. э.-17 г. н.э.) «Фасты», в которой рассказывается о похищении прекрасной юной нимфы Хлориды (ставшей впоследствии богиней цветов Флорой) богом западного ветра Зефиром.

Композиция «Врата ада»

В тот момент, когда создавался «Мыслитель», Роден был еще малоизвестен. В 1885 году к нему поступил заказ от правительства на создание ворот для государственного музея в Париже. К работе мастер приступил только спустя три года и так ее и не закончил. Скульптура была отлита уже после его смерти. «Врата ада» — это произведение всей его жизни, ныне занимающее заслуженное место в музее, посвященном скульптору.

Для нас она интересна тем, что если вы обратите внимание на верхнюю часть ворот (на фото выше), то увидите знакомую фигуру мыслителя в центре композиции. Нестандартная и оригинальная задумка мастера стала результатом истинного восхищения «Божественной комедией» Данте. В композиции ворот насчитывается 108 фигур, большинство из них – это варианты пороков человека, которые неминуемо предстанут перед ним, когда откроются двери в загробную жизнь. Статуя «Мыслителя» Родена, по сути, является увеличенной копией фигуры на воротах. Автор придал ей черты внешнего сходства с Данте, именно поэтому изначально скульптура называлась «Поэт». Однако впоследствии она обрела универсальный образ творца. По словам самого Родена, его мыслитель задается вечными вопросами: «Кто я?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Какова моя цель?».

Описание скульптуры

Первоначально автором была создана небольшая скульптура, имевшая высоту около 76 см. Она предназначалась для экспозиции в музее «Врата ада». Работа над ней длилась два года (1880-1882 гг.), и только в 1902 г. была создана статуя в полный человеческий рост.

Невероятная реалистичность – это то, чем в первую очередь впечатляется зрителя «Мыслитель». Роден создал его из бронзы в натуральную величину. Скульптура размещена на каменном постаменте и представляет собой обнаженную мужскую фигуру. Являясь поклонником творчества Микеланджело, автор выполнил свою работу в лучших традициях стиля знаменитого итальянца. Размер статуи в высоту составляет около 181 см. Обнаженный мужчина сидит на скале, опершись локтем о колено. Вся его фигура отражает глубокую задумчивость.

Копии «Мыслителя»

Коренастая фигура мыслителя для современников являлась олицетворением титанической мощи и сильного душевного напряжения. В дальнейшем именно ее стали использовать в качестве символа философии. После презентации широкой публике скульптура пришлась по душе всем, кто ее видел. Еще при жизни автора с его позволения было отлито 10 бронзовых копий, которые разъехались не только по Франции, но и по всей Европе. Сейчас существует 20 официальных копий, которые представлены в различных уголках мира. В том числе скульптуры в Копенгагене, у ворот музея Родена в Филадельфии, перед зданием департамента философии Колумбийского университета, в галерее Мельбурна, Женевы и др. По просьбе самого Родена, уменьшенная копия «Мыслителя» установлена на его могиле в Медоне.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий