Николай Рерих: Поиски Шамбалы. Как связаны величие Гималаев и судьба России

Общественная деятельность

Еще Николай Рерих выступил инициатором создания Пакта Рериха, договора о защите от разрушений памятников искусства и архитектуры. Много сил пришлось приложить и Святославу Николаевичу, чтоб индийское правительство подписало документ. Индия присоединилась к Пакту в августе 1948 года.

В 70–80-е годы XX века Святослав Николаевич Рерих, биография которого полна благочестивых поступков, представил русскому народу картины своего отца, опубликовал его книги. Устраиваются рериховские чтения. Позднее, после встречи с Горбачевым М. С., при поддержке Совета министров СССР, Святослав Николаевич стал инициатором создания Советского фонда Рерихов и музея имени Н. К. Рериха. После распада СССР фонд был переименован в Международный Центр Рерихов.

Художественно-культурное наследие семьи включает в себя картины, личную переписку, книги, очерки, семейную библиотеку, реликвии, личные вещи. Все содержимое (масса груза составила 4 тонны) должно было перейти в Центр-музей ,один из залов которого носит имя Святослава Николаевича. В музее читаются лекции, проводятся выставки, тематические вечера.

Насыщенная биография

Вообще у него оказалась очень насыщенная биография. Николай Рерих интересовался множеством всяких вещей, и во многих направлениях деятельности преуспел. После него осталось около 7 тыс. картин разного жанра, написанных в оригинальной манере и с несомненным мастерством (хотя школа Куинджи в работах Рериха все же чувствуется) и несколько поэтических сборников. Наиболее известными картинами Рериха считаются «Тангла», «Святой Сергий Радонежский», «Заморские гости», «Приказ учителя», «Гималаи». Творчество его хорошо воспринималось и современниками, и последующими поколениями. Некоторые картины художника до сих пор служат иллюстрациями к теме о Древней Руси в школьных учебниках истории.

image Картина Н. Рериха «Заморские гости»

С 1892 года Николай интересовался археологией и занимался раскопками. Современные археологи пришли бы от его методов в ужас, но тогда такие подходы к делу считались нормальными. И таки Рериху довелось сделать несколько интересных находок (в основном относящихся к периоду неолита и ранней бронзы). У российских и европейских археологов он пользовался авторитетом. Занимался Рерих и музейным делом, и вопросами охраны художественного наследия.

Во время «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже Рерих выступал в качестве художника некоторых спектаклей, делал эскизы декораций и костюмов и даже писал либретто. Вершиной его достижений на этом поприще стала прославившая Игоря Стравинского «Весна священная».

Живя после революции в эмиграции, Рерих создал собственный музей в США, в 1923-1928 и 1934-1935 гг. организовал крупные научно-этнографические экспедиции по Индии, Тибету, Монголии и Китаю. В 1929 году он предложил мировому сообществу так называемый «пакт Рериха», предполагающий бережное отношение к объектам культурного наследия во время военных конфликтов. Этот документ лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов от 1954 года.

Наконец, Николай Константинович создал собственную этико-философскую систему, именуемую Агни-Йогой или Живой Этикой. Но это как раз та сторона его деятельности, что многими не воспринимается. Причина – в мистической сущности учения. А вот педагогические таланты Рериха сомнений не вызывают – иначе не объяснить, как ему удалось «обратить в свою веру» столь значительное количество людей, начиная с собственного семейства.

Честно говоря, очень интересно: где он брал силы и энергию, чтобы всем этим заниматься.

Кстати, о семействе. Женился Рерих в 1901 году на Елене Ивановне Шапошниковой. Супруга разделяла все его взгляды и увлечения, была его ближайшим помощником. Он, в свою очередь, это хорошо понимал и ценил. В их браке родились двое сыновей: Юрий и Святослав.

Николай Константинович интересовался культурой Индии и немало сделал для ее изучения. В этой стране он и умер в 1947 году.

Кстати

Рерих умер 3 декабря 1947 года в долине Кулу. На месте его кремации установлен памятник с надписью: «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам».

Молодые годы

В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.

С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.

Семья Рерихов

Еще при Петре I предок семьи Рерихов, швед по национальности, переселился в Россию. Его фамилия в переводе на русский язык означала «богатый славой». Эта семья славилась своими общественными деятелями, писателями, художниками, философами.

  • Николай Константинович (1874–1947) – академик Российской академии художеств. Благодаря ему появилось Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины в России. В США им созданы культурно-просветительские сообщества и объединения. Его путешествия по Гималаям, Тибету, Алтаю, Монголии, позднее – по Маньчжурии и Китаю нашли свое отражение в путевых записках и потрясающих полотнах. Окончил свой земной путь в Индии, оставив после себя более 7000 картин.
  • Елена Ивановна (1879–1955) – его супруга, в юности блистала музыкальными талантами. Выступала с сольными концертами в качестве пианистки. Участвовала в экспедициях супруга, была вдохновительницей и соратницей его творческих планов. Является автором книг «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
  • Юрий Николаевич (1902–1960) – их старший сын, обладал удивительными лингвистическими способностями. Десятки языков знал в совершенстве. Являлся директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», преподавал в Калимпонгском университете (Индия). В Москве возглавил сектор религии и философии Индии в Институте Востоковедения АН СССР.

Святослав Николаевич (1904–1993) – младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны. Выросший среди талантливых людей, он и сам обладал многими способностями. С детства занимался живописью, изучением языков. Отец брал Святослава в археологические поездки, где тот изучал историю древнерусских городов.

image

После окончания Колумбийского университета (США) занимается иллюстрациями книг, графикой. С 1923 года возглавил Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, основанный его отцом.

Позднее, переехав к родителям в Индию, полностью посвящает свое время художественному творчеству. Создает пейзажи, портреты, проводит персональные выставки. Постепенно приобщаясь к религии и философии Индии, возглавляет Школу искусств в Бангалоре. Его супругой стала Девика Рани, индийская киноактриса.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий