Никколо Паганини биография кратко, интересные факты для детей

Произведения[править]

  • 24 каприса для скрипки соло, op.1, 1802—1817 гг.
    • № 1, ми минор
    • № 2, си минор
    • № 3, ми минор
    • № 4, до минор
    • № 5, ля минор
    • № 6, соль минор
    • № 7, ля минор
    • № 8, ми-бемоль мажор
    • № 9, ми мажор
    • № 10, соль минор
    • № 11, до мажор
    • № 12, ля-бемоль мажор
    • № 13, си-бемоль мажор
    • № 14, ми-бемоль мажор
    • № 15, ми минор
    • № 16, соль минор
    • № 17, ми-бемоль мажор
    • № 18, до мажор
    • № 19, ми-бемоль мажор
    • № 20, ре мажор
    • № 21, ля мажор
    • № 22, фа мажор
    • № 23, ми-бемоль мажор
    • № 24, ля минор
  • Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 2
    • № 1, ля мажор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ре минор
    • № 4, ля мажор
    • № 5, ре мажор
    • № 6, ля минор
  • Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 3
    • № 1, ля мажор
    • № 2, соль мажор
    • № 3, ре мажор
    • № 4, ля минор
    • № 5, ля мажор
    • № 6, ми минор
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели Op. 4
    • № 1, ля минор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ля мажор
    • № 4, ре мажор
    • № 5, до мажор
    • № 6, ре мажор
    • № 7, ми мажор
    • № 8, ля мажор
    • № 9, ре мажор
    • № 10, ля мажор
    • № 11, си мажор
    • № 12, ля минор
    • № 13, фа минор
    • № 14, ля мажор
    • № 15, ля минор
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
  • Le Streghe (Вариации на тему С. Майра), Op. 8
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
  • Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo, соль мажор, Op. 11
  • Вариации на тему Non più Mesta, Op.12
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti, Op.13
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba, Op. 14 (1835 г.)
  • Кантабиле, ре мажор, Op. 17
  • Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор.
  • Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)

Семейные легенды и мифы

Есть и две мифические истории в биографии Паганини, краткое содержание, которых изложено далее.

Когда Никколо был еще совсем маленьким, его маме, Терезе Боччардо, приснился сон, который родители посчитали вещим. Во сне к ней явился прекрасный ангел, сказавший, что их третьему сыну уготовано величайшее музыкальное будущее. Отец сразу поверил в этот хороший сон. Чтобы реализовать свою мечту и предсказание, он начал усиленно заниматься с сыном.

image

После первых занятий с Никколо, он понял, что тот одарен тонким слухом и поразительной гибкостью в суставах. Сын практически все свое время проводил, занимаясь изнуряющими упражнениями, оттачивая технику игры на скрипке. Когда ребенок сбегал или не успевал выучить очередной музыкальный отрывок, его запирали в темном сарае и не кормили. Однажды после многочасовых занятий у него случилась каталепсия. Приглашенный врач диагностировал смерть. Сраженные горем родители начали готовиться к похоронам. Но случилось настоящее чудо — Никколо «ожил» и подал признаки жизни в гробу. Это было его второе рождение, о котором повествуется в биографии Паганини.

[править]Запрет на захоронение

Неприятности не обходили виртуоза как при жизни, так и после смерти. Он и сам напустил много тумана вокруг своей личности, что способствовало появлению слухов о связи с чертом и нечистой силой. После смерти Паганини епископ города Ницца, где лечился музыкант, запретил проводить заупокойную мессу. Труп забальзамировали и несколько раз перевозили в разные укрытия. Лишь в конце 19 века Папа Римский отменил строгое решение епископа Ниццы и тело было погребено в городе Парма.

Смерть

Самозабвенная отдача музыке сильно подкосила и без того слабое здоровье музыканта. В последние годы жизни он страдал от туберкулеза, который и стал причиной его смерти 27 мая 1840 года.

Биография[править]

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

В пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал мальчика, если он не проявлял должного прилежания. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто. Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В том же году он прошёл обучение у капельмейстера собора Сан Лоренцо Джакомо Коста.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

27 декабря1808 года Паганини исполнил в ложеВеликого Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини[1].

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.

В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает в родную Геную к семье.

Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Никколо Паганини скончался в Ницце27 мая1840 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий