Михаил Салтыков Щедрин биография

Музыкальные будни

Учёба в Московском хоровом училище для Родиона Щедрина стала приобщением к великому искусству. Его музыкальные способности оценивали лучшие композиторы и исполнители того времени. Гостями учебного заведения были великие люди – Святослав Рихтер, Вениамин Хаэт, Эмиль Гилельс, Арам Хачатурян и Иван Козловский. Творческая жизнь Родиона Щедрина круто изменилась после композиторского конкурса.

В 1947 году под руководством авторитетного жюри, возглавляемого Арамом Ильичом Хачатуряном, в стенах хорового училища был проведён конкурс молодых композиторов. Участниками конкурса были юные дарования со всех уголков страны, общей численностью 35 человек. Каждый композитор вынес на суд жюри и зрителей по одному авторскому произведению. После жарких творческих споров первое место в конкурсе было отдано студенту хорового отделения – Родиону Щедрину.

Детские годы

Родион Константинович появился на свет 16 декабря 1932 года в столичном музыкальном семействе. Все члены семьи пели и играли на музыкальных инструментах, часто устраивали музыкальные вечера.

Первым учителем музыка маленького Родиона стал его отец. Мужчина окончил Московскую консерваторию, и обладал редкими музыкальными способностями: абсолютным слухом и так называемой магнитофонной памятью способность запоминать музыку с первого раза.

В 1941 году Родиона записали в Музыкальную школу при Московской консерватории, однако учебе помешала война. Семейство Щедриных было эвакуировано в Самару, где познакомилось с выдающимся композитором Дмитрием Шостаковичем. Родион присутствовал на генеральной репетиции его знаменитой Седьмой симфонии, и это событие произвело на мальчика большое впечатление.

Смерть

image

Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало закрытие «Отечественных записок» в 1884-м. В совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества.

Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, гостям просил передать: «Я очень занят – умираю». Умер Михаил Евграфович в мае 1889 от осложнений, вызванных простудой. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Литература

image

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.

Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Семейная жизнь

С женой Лизой Щедрин познакомился в ссылке в Вятке. Она была дочкой губернатора Болтина, начальника Салтыкова. Сначала чиновник опасался писателя-вольнодумца, но через некоторое время они подружились.

В семье Елизавету называли Бетси, супруга же звала Михаила Мишелем. Спустя время Болтина отправили служить во Владимир, семья переехала с ним. Щедрину же запретили выезжать из Вятки. Если же верить некоторым источникам, он несколько раз приезжал к любимой.

image

Противником брачного союза с Лизой была Ольга Михайловна, мать прозаика. Помимо того что девушка была очень юна, так и приданое за ней небогатое. Разница в возрасте (14 лет) вызывала сомнение и у губернатора. Салтыков согласился ждать только год.

Пара поженилась в 1856 г., мать Михаила на свадьбу не прибыла. Взаимоотношения в новой семье были сложными, происходили постоянные ссоры, сказалось отличие в характерах. Салтыков был упертым, вспыльчивым, его все боялись, а Лиза, наоборот, кроткая и терпеливая. Михаилу не нравилось кокетство супруги, он говорил, что идеалы жены «не требовательны».

Как вспоминал князь Оболенский, Лиза при беседах все время вступала невпопад, пыталась делать замечания, которые не относились к сути. Произносимые девушкой глупые фразы ставили собеседника в тупик, из-за чего Салтыков сильно злился.

Лизе нравилась роскошная жизнь, а это требовало необходимого материального содержания. В этом супруг, который дослужился до губернатора, мог помочь, но все время залезал в долги и называл покупку собственности безалаберной. Из исследований жизни писателя доподлинно известно, что Салтыков играл на пианино, разбирался в винах и прослыл большим знатоком ненормативной речи.

Лиза и Щедрин жили вместе до конца жизни. Супруга переписывала сочинения Салтыкова, была отличной хозяйкой, а после кончины Михаила грамотно смогла распорядиться наследством, благодаря чему семья в деньгах не нуждалась.

От этого союза появились сын Константин и дочка Лизавета. Дети себя в литературе не проявили, чем сильно огорчали популярного писателя, который их безгранично любил.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий