Лев Кассиль. Рассказы для детей. Произведения и биография — Сказочник №13

Краткая биография Льва Кассиля для детей начальной школы

Будущий писатель родился в Покровской слободе, позднее получившей название города Энгельса, близ Саратова.

Его родители были люди творческих специальностей: отец, Абрам Григорьевич, был врачом, мать, Анна Иосифовна, учителем музыки и стоматологом.

Читайте также:  Краткое содержание произведения А. Камю «Миф о Сизифе»

Маленький Лева довольно рано научился читать, но в детстве его больше привлекали подвижные игры с друзьями.

Он учился в гимназии, но среднее образование получил уже в Единой Трудовой школе, после революции 1917 года.

Свои впечатления от этих лет Кассиль позднее оформил в виде автобиографической повести “Кондуит и Швамбрания”.

Уже в школе Кассиль почувствовал тягу к литературному творчеству, он зачастил в Покровскую библиотеку, где редактировал рукописный журнал.

В 1923 году Кассиль оказывается в Москве и поступает на физико-математический факультет МГУ, но заканчивает лишь три курса.

Кассиля неудержимо тянет писать, и он становится корреспондентом газеты “Известия”.

В 1925 году Кассиль печатает свой первый рассказ.

В 1930 году выходит книга “Кондуит”, позднее получившая продолжение “Швамбрания”.

В это же время Кассиль печатает ставшие очень популярными научные очерки для детей.

Писатель активно сотрудничает в журналах, и испытывает тягу к описанию людей, ярких профессий и спортсменов.

В итоге появляются его романы “Вратарь республики” и “Белая королева”, о футболе и лыжном спорте.

В годы Великой Отечественной Войны Кассиль много разъезжает по фронтовым частям, выступает перед бойцами.

В последующий период он пишет ряд рассказов и повестей, посвященных военной теме: “Улица младшего сына”, “Линия связи”.

В 1951 году писателю вручают престижную Сталинскую премию.

В 1965 году Кассиль становится член-корреспондентом Академии Педагогических Наук.

Читайте также:  Родинка очень краткое содержание. Шолохов родинка краткое

Его авторитет в мире детской литературы огромен, но писатель пишет все меньше.

В 1970 году Лев Кассиль умирает от инфаркта, во время просмотра футбольного матча.

Общественная деятельность Льва Кассиля

После признания Льва Кассиля как состоявшегося писателя он не ограничивался одной только писательской деятельностью, а продолжал освещать наиболее значимые и интересные события в стране, делал репортажи о праздничных мероприятиях, проходивших на Красной площади, делал репортажи с футбольных матчей и комментировал их ход, вел новогодние елки в Доме Союзов. Он посещал Олимпийские игры в качестве специального корреспондента, был участником морских круизов, участвовал в лекциях, посвященных творчеству В. Маяковского, с которыми он объездил всю Италию. Писателю хватало сил и времени как на творческую деятельность, так и на участие в общественных мероприятиях. Его энергия казалась неиссякаемой.

Вариант 2

Детская литература – один из особых жанров литературы, так как в нём автор должен не только удержать всю красоту любого художественного произведения, которая просто обязан присутствовать в литературе, но также должен донеси какую-либо идею до своего юного читателя, способы донесения которой должны быть проще, так как обычные способы не подойдут ребёнку. Писатели в данном жанре должны максимально лояльно и не напористо относиться к своему читателю, и потому писать простым, понятным языком, ведь если он будет писать сложно, то рискует быть не понятым не только своим юным читателем, но и даже родителем этого самого читателя.  Прекрасным примером автора, который писал в данном стиле является Лев Кассиль.

Лев Кассиль родился в 1905 году в городе Энгельсе. Родился он в семье настоящих трудяг, которые работали изо дня в день – медицинских работников. Именно из опыта общения со своей семьёй он понял, что такое настоящая работа, и как тяжело она даётся его родителям. В детстве он старался помогать родителям, чем мог, а потому постоянно чем-то занимался, ища для себя всё новые и новые увлечения. И вот однажды он познакомился с литературой, и знакомство это оказалось длинною в жизнь. С того момента он начал плотно заниматься литературой, и в частности написанием детских произведений, так как именно детские произведения были теми произведениями, которые оставили в памяти автора самые лучшие воспоминания. Получив образование, он сразу же приступил к написанию своих первых произведений, которые получили хорошие отзывы, мотивировав автора на дальнейшую работу. Прожив жизнь, таким образом, постоянно работая и совершенствуясь на благо своей аудитории, он скончался в 1970 году.

Три страны, которых нет на карте[править]

Кондуит и Швамбрания[править]

Самый известный его труд. Кассиль рассказывает о своём детстве, учёбе в гимназии, том, какое влияние на их жизнь оказала революция… а также о выдуманной им и его братом стране Швамбрании, в которой они прячутся от скучной реальности.

«Будьте готовы, ваше высочество!»[править]

В книге рассказано, как советском пионерском лагере «Спартак» отдыхал наследный принц (— Ишь ты, наследный… Где же это он наследил?) одной южной страны и как он перевоспитался и стал хорошим барчуком. Экранизирована в 1978 г.

Вторая страна, соответственно — Джунгахора, принц которой и приехал в простой советский пионерский лагерь у моря по настоянию старшего брата и по совету советского посла. В отличие от двух других стран, Джунгахора на самом деле не выдуманная, а как бы настоящая и даже есть на карте, автор просто чуть-чуть поменял её название и чуть-чуть передвинул на карте. Чтобы дипломатических осложнений не было, да-да.

  • Детдомовец — Тоня Пашухина.
  • Другая смерть в адаптации — судя по книге, её родителей репрессировали; в фильме — другая эпоха, там они погибли в Ташкенте во время землетрясения.
  • Король/принц на перевоспитании — с фитильком: принц титула не лишился.
  • Очень приятно, царь — отчасти инверсия. Став королём, принц начинает с реформы этикета: «И в письме этом король сообщал, что он не позволяет никому раскрывать на ночь, убирать и заправлять на день свою постель в спальне Джайгаданга и что он ввел у себя во дворце ежедневную утреннюю линейку для всех министров и придворных. Причем король приветствует свиту восклицанием „Путти хатоу!“, на что все присутствующие придворные должны отвечать „Взигада хатоу!“» (Глава 20).
  • Срисованная фэнтезийная культура — Джунгахора похожа на Индию (вплоть до великого поэта Рабиндраната Тагора… то есть Тонгаора). А судя по тому, что это всё-таки монархия и там фигурирует русская бабушка, есть намёк и на Сиам/Таиланд.
  • Якорь мне в глотку — джунгахорское выражение «Уходи в дыру жёлтых муравьёв!».

«Дорогие мои мальчишки»[править]

И снова подростки, придумавшие для себя сказочную страну, только теперь наступила не революция, а Великая Отечественная. В отличие от швамбран, правда, синегорцы не стесняются нести свои принципы в реальную жизнь и, следуя им, помогать людям, а если надо, и с оружием в руках. Повесть перекликается с «Тимуром и его командой», а прототипом одного из героев стал сам Аркадий Гайдар.

  • Зловещая латынь — когда раненый Валерка слышит, что доктор перешел на латынь, то понимает: скоро крышка, пора подумать о последних словах. И только потом оказывается, что habitus — это не смертельный диагноз, а попросту телосложение.

Другим отличием Синегории от Швамбрании является то, что о стране не рассказывают голосом Сенкевича, а она фигурирует во вставной новелле в повести. Кассиль рассказал типовую советскую сказку про то, как народ свергнул тирана под лозунгом «Отвага, верность, труд — победа!». Только тиран необычный — глупый король Фанфарон. «Про него говорили, что король продулся, у короля ветер в голове и что не скажет — всё на ветер. И ветры решил, что он самый подходящий для них, самый ветреный в мире король». Садовнику разрешили выращивать лишь одуванчики, кузнецу приказали мастерить одни лишь флюгера, а стеклянных дел мастера заставили быть поставщиком мыльных пузырей. Ещё король домогался красавицы, а когда она ему отказала — посадил в подвал.

В конце концов, конечно же, наши победили. Король Фанфарон, сдавший страну ветрам, был сдут движением во главе с Мастерами. Тоже недосказанность, кстати — «теперь ты Фанфарон последний, новых не будет». Аж жалко дурака становится, учитывая, что король был скорее глупый, чем по-настоящему злой, а всеми делами заведовали скорее министр Жилдабыл и Ветры.

  • Искусные мастера: Славнейший Мастер Зеркал и Хрусталя ясноглазый Амальгама отливал стекло, в гранях которого жила радуга, а несравненной чистоты зеркала обладали таинственным свойством сохранять в своих глубинах солнечный свет и излучать его в темноте. Причем тончайшие лучи, если перебирать их пальцами, пели, будто струны арфы.
  • Могучие руки искуснейшего оружейника Изобара легко гнули самое толстое железо, но могли сплести и тончайшую кольчугу. Он ковал и знаменитые мечи, острые и прочные, но столь тонкие, что стоило повернуть их ребром, и они делались невидимыми для глаза, и плуги, и затейливые погремушки.
  • Знаменитый садовник и плодовод, мудрый Дрон Садовая Голова выращивал виноград, крупный, как яблоки, и яблоки, огромные и тяжелые, словно арбузы, и розы и лилии невиданной красоты, от аромата которых люди веселели, как от самого крепкого вина.

Повесть была позднее экранизирована как раз под названием «Синегория» (1946 г., реж. Эраст Гарин).

В поисках себя

Любимый автор советских детей учился в обычной гимназии, там же был редактором и художником рукописного журнала, который создавали сами ученики. За хорошую общественную работу юноша получил поощрение — командировку в высшее учебное заведение — и в 1923 году поступил на физико-математический факультет МГУ по специальности «аэродинамический цикл». Однако уже через два года стало ясно, что его истинное призвание — литература.

К третьему курсу Кассиль фактически стал профессиональным литератором: работал корреспондентом газет «Правда Востока», «Советская Сибирь», сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер». Интересно, что свой собственный стиль знаменитый автор отрабатывал во многом благодаря обычным письмам домой. Его послания родителям больше напоминали эссе или рассказы и иногда доходили в объёме до 28 страниц.

image Статья по теме

Меч и книга. Полководческий талант Гайдара был не хуже, чем у ЖуковаСперва Кассиль даже не думал писать для юных читателей, но главный редактор журнала «Пионер», где в то время уже работали знаменитые Пришвин и Гайдар, разглядел в начинающем авторе особый талант и сказал: «Чудак! Вы будете писать для детей». Тот попробовал и не разочаровался.

Во время работы в журналах и газетах Кассиль много путешествовал, заводил полезные знакомства и друзей.

Основываясь на полученном опыте, он работал над созданием детских рассказов, первый из которых был опубликован уже в 1925 году. А в 1927-м  на один из очерков Кассиля обратил внимание Маяковский, который пригласил писателя работать в журнал «Новый ЛЕФ».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий