Константин Циолковский краткая биография

Поезд на воздушной подушке

В 1927 году в небольшой брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

«Трение поезда почти уничтожается избытком воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путем. Она велика, между тем как подъемная сила поезда может быть громадна. Так, если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придется подъемная сила в одну тонну. Это в 5 раз больше, чем необходимо для легких вагонов.

Не нужно, конечно, колес и смазки. Тяга поддерживается задним движением вырывающегося из отверстия вагона воздуха. Работа накачивания тут также довольно умеренна (если вагон имеет хорошую, легко обтекаемую форму птицы или рыбы), является возможность получать огромные скорости», — писал Циолковский.

Эта теория легла в основу создания транспорта на воздушной подушке спустя многие годы: первые морские плоскодонные суда на воздушной подушке поступили в эксплуатацию в Англии лишь в 1958 году.

Детство в Ижевском

О своем рождении ученый писал: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский». Это случилось 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Циолковский рос непоседой: лазал по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты. Родители называли его «птицей» и «блаженным». Последнее касалось важной черты характера мальчика — мечтательности. Константин любил грезить вслух и «платил младшему брату», чтобы тот слушал его «бредни».

Зимой 1868 года Циолковский заболел скарлатиной и из-за осложнений почти полностью оглох. Он оказался отрезан от мира, постоянно получал насмешки, а свою жизнь считал «биографией калеки».

После болезни мальчик замкнулся и стал мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счет силы пара. В это время семья жила уже в Вятке. Константин пытался учиться в обычной школе, но не преуспел: «учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки», а поблажек «тугоухому» не делали. Через три года Циолковского отчислили за неуспеваемость. Ни в каком образовательном заведении он более не учился и остался самоучкой.

image Константин Циолковский. Фотография: tvkultura.ru

image Константин Циолковский в детстве. Фотография: wikimedia.org

Читайте также:  Текст книги «Любовница французского лейтенанта»

Константин Циолковский. Фотография: cosmizm.ru

Первые шаги в науке

Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ученый свет того времени (в первую очередь Иван Сеченов и Александр Столетов) отнесся к самоучке доброжелательно. Ему даже предложили вступить в Русское физико-химическое общество. На приглашение Циолковский не ответил: ему было нечем платить членские взносы.

Отношения Циолковского с академическим ученым сообществом были непростыми. В 1887 году он отказался от приглашения встретиться со знаменитым профессором математики Софьей Ковалевской. Потом он потратил много времени и сил, чтобы прийти к кинетической теории газов. Дмитрий Менделеев, изучив его труд, недоуменно ответил: «Кинетическая теория газов открыта 25 лет назад».

Циолковский был настоящим чудаком и мечтателем. «Всегда я что-нибудь затевал. Поблизости была река. Вздумал я сделать сани с колесом. Все сидели и качали рычаги. Сани должны были мчаться по льду… Потом я заменил это сооружение особым парусным креслом. По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, приезжие ругали матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался», — вспоминал он.

Главным проектом Циолковского в это время был дирижабль. Ученый решил уйти от применения взрывоопасного кислорода, заменив его горячим воздухом. А разработанная им стягивающая система позволяла «кораблю» сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета. Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал.

Интерес к полетам над землей у Циолковского угас — его заинтересовали звезды. В 1887 году он написал небольшую повесть «На Луне», где описал ощущения человека, попавшего на земной спутник. Значительная часть предположений, высказанных им в работе, впоследствии оказалась верной.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге: краткая биография Циолковского

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов. Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их. Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Кто он — Циолковский?

Краткая биография Циолковского является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

image

Изучение космоса

В 1887 году Константин Циолковский пишет повесть «На Луне», в которой кратко описывал ощущения человека, оказавшегося на спутнике Земли. Удивителен факт, что в последующем все такие предположения оказались верными. Начиная с 1892 года Циолковский устраивается работать преподавателем в женское училище, параллельно занимаясь научной работой. Именно в это время он углубился в вопросы исследования космоса.

Ученый занимался вопросами:

  • создания ракетоносителей;
  • проектировал первый жидкостный двигатель;
  • рассчитывал характеристики летательных аппаратов.

image

Учёный придерживался теории, что обеспечить успешные космические полеты может лишь правильно сконструированная ракета. При этом Циолковский внес неоценимый вклад в разработку концепции использования жидкостных двигателей. Тогда как в те времена считалось, что для покорения космоса необходимо будет построить аналог дирижабля или самолета. Им разрабатывались силовые установки для летательных аппаратов, их системы охлаждения, изучались возможные способы подачи топлива.

Также Циолковский рассчитал первую и вторую космическую скорость, которые необходимы для выхода на орбиту и полета аппарата в Солнечную систему. На начало XX века это была теория, которая на несколько десятков лет опередила свое время.

В последующем все такие выдвинутые гипотезы были подтверждены многочисленными опытами, а на основе теории Циолковского строились первые ракеты, предназначенные для покорения космоса.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий