Эмиль Золя биография краткая

Литература

После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя 4 года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка. Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон». Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.

image Писатель Эмиль Золя

Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей.

Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения. Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.

image Эмиль Золя в 25 лет

Уловки торговли, понятные в наше время, становятся откровением в конце 19 века. Особое внимание уделяется женщинам в произведениях автора, в романе «Дамское счастье» не исключение: сильные, волевые и не зависящие от мужчин. Литературные критики полагают, что прототипом персонажей стала мать писателя.

В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.

Собрание сочинений Эмиля Золя

Роман «Нана» получил популярность не только во Франции. В России он был напечатан в трех изданиях, но текст произведения был неполным. Объяснялось это запретом царской цензуры. Героиней повествования стала девушка Анна Купо, прототипом которой стала знакомая писателю куртизанка Бланш Д’Антиньи.

Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» — семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться.

Читайте также:  Читать онлайн «Акакий Башмачкин и Его Шинель»

Писатель Эмиль Золя

Детство

Весь жизненный путь Эмиль Золя наполнен испытаниями стойкости и сложными жизненными ситуациями.

Он родился 2 апреля 1840 года, в семье инженера итальянского происхождения и француженки. В детстве Золя часто болел, шепелявил и обладал близорукостью, над ним часто смеялись однокласники.

В шесть лет Эмиль лишился отца. Семья лишилась кормильца и средств к существованию. Иногда материальное положение семьи было настолько тяжелым, что приходилось голодать. Чтобы получать необходимую молодому организму энергию, ему приходилось ловить на чердаках воробьев и готовить их. Надеясь на помощь товарищей мужа, мама вместе с сыном переехала из Экс-ан-Прованса в Париж.

image

Библиография

В списке можно перечислять большое количество сочинений: новеллы, повести, литературно-публицистические произведения, но особого внимания заслуживают романы.

  • 1865 – «Исповедь Клода»
  • 1866 – «Завет умершей»
  • 1867 – «Тереза Ракен»
  • 1867 – «Марсельские тайны»
  • 1868 – «Мадлена Фера»
  • 1871 – «Карьера Ругонов»
  • 1873 – «Чрево Парижа»
  • 1874 – «Завоевание Плассана»
  • 1880 – «Нана»
  • 1883 – «Дамское счастье»
  • 1885 – «Жерминаль»
  • 1890 – «Человек-зверь»
  • 1891 – «Деньги Разгром»

Золя, Эмиль

(1840-1902) великий французский писатель

В историю французской и мировой литературы Э.Золя вошел прежде всего как автор серии социальных романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи», объединившей 20 произведений («Чрево Парижа», «Нана», «Западня», «Дамское счастье», «Жерминаль», «Разгром» и др.).

Эмиль Золя родился в Париже. Его отец, Франсуа Золя, итальянец по национальности, был известным инженером и изобретателем: он участвовал в строительстве одной из первых в Европе железных дорог, в сооружении Симплонского тоннеля. Это был человек очень энергичный, полный смелых технических замыслов. Семья переехала на юг Франции, в небольшой городок Экс, где инженер Золя разрабатывал проект строительства общественного канала. В 1847 году Франсуа Золя умер от воспаления легких, и семья оказалась в крайне тяжелом положении. Эмиль получил среднее образование в казенном колледже Экса. Здесь он подружился с Полем Сезанном, будущим знаменитым художником-импрессионистом.

Приехав в Париж для получения высшего образования, Золя не сдал экзамены на степень бакалавра, и для него началась полная лишений жизнь. Он был писарем на товарных складах, перебивался случайными заработками, был мелким служащим в издательстве Ашетт. Были и времена, когда он оставался без работы, ночевал на улице, голодал. Но Золя твердо решил стать писателем, очень много занимался и в 1864 году опубликовал свой первый сборник рассказов «Сказки Нинон».

После появления романа «Тереза Ракен» имя Золя становится известным в литературных кругах. В это же время молодой литератор разрабатывает идею создания романов под общим названием «Ругон-Маккары», в которых будет воплощена концепция нового направления в литературе — натурализма. Золя вместе с братьями Гонкур становится теоретиком натурализма, основные идеи которого были изложены им в работах «Экспериментальный роман» и «Романисты-натуралисты».

Писатели-натуралисты считали, что судьба человека, его духовный мир предопределены социальной средой, бытом, наследственностью. По мнению натуралистов, художественный образ подобен медицинскому экрану, позволяющему увидеть и внутренние органы человека. Герой внутренне не свободен, он несет в себе пороки общества и пороки наследственности.

«Ругон-Маккары» (1871 — 1893) — это история пяти поколений одной семьи, берущей начало от дочери плассанского огородника Аделаиды Фук и отцов ее детей — хитрого и хищного крестьянина Ругона, а после его смерти — пьяницы и бродяги браконьера Маккара. У их потомков наследственные пороки сказываются даже в третьем-четвертом поколениях.

Судьба героев и исход повествования трагически предопределены наследственностью предков и социальной средой, которая «засасывает» человека. Золя не создал героев-личностей, сильных и волевых. Он был мастером описания толпы, социальной и профессиональной среды, массовых сцен. Он показывал жизнь рабочих окраин растущих городов, шахтерских поселков, обитателей доходных домов, продавцов универмагов. Золя ввел в литературу понятие психологии толпы.

Жизнь писателя была небогата событиями. Он вел размеренный трудовой образ жизни. У него появилась семья. В1872 году он познакомился с Тургеневым, который стал его другом и познакомил его с русскими писателями. С 1875 года по инициативе Тургенева Золя начал сотрудничать с русским журналом «Вестник Европы». Французский романист-новатор скоро стал широко известен в России, и некоторые его романы публиковались во Франции и в России одновременно.

У Золя появились друзья и среди французских писателей. В его доме в Медане, недалеко от Парижа, собирались молодые литераторы, которым он покровительствовал. В 1880 году при участии Золя вышел в свет сборник новелл молодых писателей «Меданские вечера», где впервые была опубликована новелла «Пышка» еще никому не известного Ги де Мопассана.

Золя также писал статьи в защиту художников-импрессионистов, против официального салонно-академического искусства.

Эмиль Золя был избран членом Французской академии, награжден орденом Почетного легиона — высшей наградой Франции. Он был уже очень знаменит, когда началось дело Дрейфуса, ставшее важнейшим событием в жизни писателя. В 1897 году французский офицер, еврей по национальности, Альфред Дрейфус был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Дело было сфабриковано военными властями с целью подъема националистических чувств французов под видом защиты величия Франции. Страна разделилась на два лагеря — дрейфусаров (защитников Дрейфуса) и антидрей-фусаров. Золя опубликовал ряд статей и писем, предупреждающих общественность об опасности военной реакции. Самым известным стало его открытое письмо к президенту республики «Я обвиняю». Реакция властей была незамедлительна: Золя был исключен из Французской академии, его привлекли к суду, который приговорил писателя к году тюремного заключения и денежному штрафу. Не дожидаясь исполнения решения суда, Золя уехал в Лондон и вернулся во Францию только после победы дрейфусаров.

После окончания работы над «Ругон-Маккарами» он написал трилогию «Три города» («Лурд», «Рим», «Париж») и работал над социальной утопией «Четыре евангелия», оставшейся незавершенной.

Читайте также:  Слово (Владимир Набоков)

В 1902 году Эмиль Золя был найден мертвым в своей квартире: он умер от угарного газа из-за неисправности трубы.

Бытописатель

С шестидесятых годов начинают выходить отдельные книги писателя. Главная их направленность – социальная. Золя исследует быт и нравы современной ему Франции. У него сформировался круг почитателей. Главным образом это либеральная буржуазия и класс служащих.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий