Алексей Венецианов — родоначальник русской жанровой живописи: биография, известные картины художника

Галерея работ

См. также: Список картин Алексея Гавриловича Венецианова

  • Venetsianov Threashing Floor.jpg

    Гумно, 1821

  • Venetsianov Spyaschiy pastushok.jpg

    Спящий пастушок, 1823—24

  • Aleksey Venetsianov — На пашне. Весна — Google Art Project.jpg

    На пашне. Весна, 1820-е

  • Venetsianov Zakharka.jpg

    Захарка, 1825

  • Nikolay Karamzin by Alexey Venezianov (1828, National Pushkin Museum).jpg

    Портрет Н. М. Карамзина, 1828

  • Venetsianov Fortunetelling.jpg

    Гадание, 1842

  • Girl with accordion by Venetsianov.jpeg

    Девушка с гармошкой, 1840

  • Meeting at the well by Venetsianov.jpeg

    «Встреча у колодца». 1843. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку

  • Venetsianov Girl In Shaul.jpg

    Девушка в платке

Гумно

image

Про картину Гране сам Венецианов писал: «Сия картина произвела сильное движение в понятии нашем о живописи. <.> Говорили, что фокус освещения причина сего очарования… что полным светом никак невозможно произвести сего разительного оживотворения предметов. Я решился победить невозможность: уехал в деревню и принялся работать. Для успеха в этом мне надобно было оставить все правила и манеры, 12-летним копированием в Эрмитаже приобретенные. И средства Гранета открылись в самом простом виде».</.>

Художник вышел в отставку, купил имение в Тверской губернии, уехал туда с семьей и, просидев там три года отшельником, написал свою первую знаменитую картину. Любопытно, что интерьер церкви Гране вдохновил Венецианова совсем на другое — на интерьер крестьянского гумна. Он писал его с натуры и, чтобы свет падал, как следует, приказал выломать в постройке целую стену. Картина, законченная в 1824 году, действительно оказалась новаторской: до Венецианова так «русскую тему» никто не показывал. Он преподнес полотно императору Александру I, по приказу которого работу поместили в Русский отдел Эрмитажа (ныне она в Русском музее).

Творчество

Как живописец начинал с портрета. Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием («А. Л. Венецианова, мать художника», 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом («М. А. Венецианова, жена художника», конец 1820-х гг.; оба — Русский музей), сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие написаны пастелью). Наиболее известен и значителен «Автопортрет» (1811, Третьяковская галерея). В 1811 году Венецианов был принят в число членов Академии художеств. Целиком посвятив себя искусству с 1819 года, Венецианов покидает столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая работать, по его собственным словам, «в сельском домашнем роде», он видит в создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Тем самым мастер противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная скульптура и французское искусство 19 — начала 20 веков оказали весьма заметное влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина «Гумно» (1821-1823, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской, повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами, воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых картин — «На пашне. Весна» (1-я половина 1820-х гг.), «На жатве. Лето» (1820-е гг.; обе — в Третьяковской галерее), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок» (1823-1824; обе — в Русском музее). Крестьянские портреты, — такие, как «Захарка» (1825) или «Крестьянка с васильками» (1839), предстают фрагментами той же тихой идиллии. Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической выразительности образа («Причащение умирающей», 1839; все — в Третьяковской галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью — он погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге. Педагогическая система мастера, практическое применение которой привело к рождению особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех «персональных школ» русского искусства 19 века, явилась непосредственным развитием его личного стиля, нацеленного на первозданную простоту натуры и соответственно «низкие» (с точки зрения Академии) жанры — бытовую картину, интерьер, натюрморт, реже пейзаж. Ф.М. Славянский. Кабинет А.Г. Венецианова А.А. Алексеев. Мастерская художника А.Г. Венецианова Гумно Девушка в платке Жнецы Купальщицы На жатве На пашне Спящий пастушок Туалет Дианы Кормилица с ребенком Крестьянка с васильками Портрет М.А. Венециановой Автор: Редактировать

↑ Лучшие картины

В 

Одна из самых известных картин Венецианова – В«Утро помещицыВ». Особенно колоритны образы крестьянок: их фигуры и лица спокойны, величавы, деловиты, полны достоинства. Моделью образа одной из них стала жена художника. На известном полотне Венецианова В«На пашне. ВеснаВ» в образе молодой, стройной женщине в сарафане, ведущей двух лошадей по полю, — тоже изображена жена. К лучшим работам художника, бесспорно, относится и его картина В«На жатве. ЛетоВ».

↑ Карикатура

Тогда же, еще на заре своей профессиональной карьеры, Алексей Гаврилович увлекся карикатурным жанром. Он даже планировал издавать свой «Журнал карикатур», руководствуясь известным изречением: «Смех исправляет нравы». В нем должны были публиковаться сатирические гравюры с текстами, высмеивающими пороки общества. Но уже на третьем экземпляре журнал закрыли из-за безобидной гравюры спящего чиновника во время приема посетителей. Венецианов и позже не оставлял сатирический жанр, направленный против дворян, приклонявшихся перед всем французским.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий