А.И. Осипов: «Легче совершить богослужение или отстоять его, чем с благоговением молиться во время него»

Вопросы митрополита Корнилия Алексею Ильичу Осипову. Текст

Митрополит Корнилий: Каково Ваше отношение к личности царя Ивана Грозного и памятнику, который ему поставили в Орле?

Алексей Ильич Осипов: Благодарю Вас. Отвечая на первый вопрос относительно памятника Ивану Грозному: мое отношение отрицательное. Я считаю, что, по крайней мере, с точки зрения тех фактов, которые называются в его жизни, фактов казни святых, и всех тех, множества жестокостей, которые были им совершены, царь не должен оказаться среди лиц, которым мы должны воздать уважением. Я не согласен с этим памятником.

image

Митрополит Корнилий: Посмотрев недавно фильм «Монах и бес», я поговорил с режиссером Н.Н. Досталем о сюжете этой кинокартины. Он сказал, что перевоспитать беса любовью возможно. Эта идея заложена в фильме, когда смирением и любовью Ивана, Семенова сына, бес перевоспитался и в конце концов пришел исправляться в монастырь. Примерно такая концепция заложена в этом фильме, то есть бес может перевоспитаться и стать положительным героем. А какое Ваше мнение?

Алексей Ильич Осипов: В отношении фильма «Монах и бес» скажу так. С вероучительной точки зрения — это полное непонимание природы бесов, непонимание того, что здесь в принципе невозможно какое-либо обращение этого духа, изменение его из бесовского состояния в ангельское, это просто непонимание. Но, думаю, что это специально сделано режиссером для того, чтобы показать, что такое истинная монашеская жизнь, в которой есть место истинной любви. Такая жизнь способна обратить зло в добро. Однако с точки зрения православной догматики режиссером допущена ошибка.

Читайте также:  Анастасия Шутова – биография, фото, личная жизнь, новости, «Что? Где? Когда?» 2021

Наставник Алексея – игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

image

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах. Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь. В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Карьера ученого

image

Когда профессор богословия — Алексей Осипов — наконец получил высшую ученую степень, то остался в родном учебном заведении в качестве преподавателя. На тот момент как раз появилась дисциплина «Экуменизм», по которой он и наставлял своих студентов. Прошло два года, и молодой профессор стал проводить лекции по Основному богословию, а чуть позже начал преподавать этот предмет и в духовной семинарии.

По теме: Функциональные методы исследования в медицине: виды и описание

Но что же такое «экуменизм»? Это слово переводится с латыни как «вселенная», так как эта методика несет в себе идею объединения всех христианских конвенций. В годы аспирантуры Алексей Ильич проводил лекции на тему религиозных проблем современности, протестантского движения, а также преподавал историю религиозного философского мышления. К тому же ему приходилось рассказывать своим студентам о католицизме, так как он преподавал этот предмет.

Постепенно карьера шла в гору, и вот в 1969 г. молодой ученый стал доцентом. Однако уже в 1975 г. получил степень профессора богословия, а в 1984 г. защитил свою докторскую диссертацию.

Биография[править]

Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих.

До 1952 года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

По окончании в 1955 году средней школы, отказавшись от поступления в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева) (+1963). В 1958 году по письменной рекомендации от него, по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба) был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем, которым работает до сих пор. В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 стал профессором МДА. Читал лекции по разнообразным дисциплинам — основному богословию, истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму и др.

С 1967—1987 гг. и с сентября 1995 по 2005 гг. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды». С 1973 по 1986 гг. — член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию.

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. — Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей.

В 1994—1995 года — состоял членом Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995—1997 годах на II — IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.

В 1995 г. определением Священного Синода был включен:

  • в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

В 2004 году удостоен почетного звания заслуженного профессора МДА.

В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

Принимал активное участие в диалогах РПЦ с религиозными организациями многих стран.

Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Преподавательская работа

Окончив семинарию, Алексей Ильич поступил в Московскую духовную академию, которую в 1963 году блестяще окончил со степенью кандидата богословия. В следующем году Алексей Ильич поступил в аспирантуру и начал свою преподавательскую деятельность, которая продолжается и до сих пор. Кроме преподавания, профессор Осипов ведет обширную церковную деятельность.

image

В разные годы он был членом учебного комитета при Синоде и членом богословской комиссии, принимал участие в Поместных соборах Русской православной церкви и различных межцерковных диалогах. Но педагогическая работа, ведение семинаров и чтение лекций являются самым главным послушанием и выделяются в биографии Алексея Ильича Осипова. Личный вклад в дело катехизации и апологии православия у профессора огромен.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий