80-летний юбилей отмечает автор сотен любимых мелодий — композитор Давид Тухманов

Фильмография

1973 Эта весёлая планета композитор1974 Дорогой мальчик композитор1977 Журавль в небе музыка песен1979 Десант на орингу используемая музыка1984 Инопланетянка композитор1985 Следствие ведут знатоки. ДЕЛО N18. ПОЛУДЕННЫЙ ВОР композитор1985 Следствие ведут знатоки. ДЕЛО N19. ПОЖАР композитор1986 55 ГРАДУСОВ НИЖЕ НУЛЯ композитор1986 Железное поле композитор1986 Путешествие мсье перришона композитор1987 Время летать композитор1987 Остров погибших кораблей используемая музыка1987 Следствие ведут знатоки. ДЕЛО N20. БУМЕРАНГ композитор1988 Куколка композитор1988 Следствие ведут знатоки. ДЕЛО N21. БЕЗ НОЖА И КАСТЕТА композитор1989 Следствие ведут знатоки. ДЕЛО N22. МАФИЯ композитор1990 Рок-н-ролл для принцесс композитор1998 Сочинение ко Дню Победы музыка песен Обложка пластинки По волне моей памяти

Спекулянты песен

— Считается, что из всех видов искусств наиболее сильное влияние на человека способны оказать литература, кино, театр, может быть. А как же музыка?

image Статья по теме Рок-хиты и музыка для сказок. Как Алексей Рыбников опередил своё время — Если вы имеете в виду какую-то идеологию, моду, то музыка способна оказывать очень сильное эмоциональное воздействие на довольно большие группы людей. Она может их объединять, поддерживать определённый настрой. Другой вопрос: кто и как ею пользуется? Музыкой, конечно, можно по-всякому манипулировать, в том числе и в области идеологии. В истории есть достаточно примеров, когда музыкальные произведения весьма эффективно использовались в пропагандистских и идеологических целях, пусть даже эти произведения и не предназначались для этого изначально. Взять хотя бы творчество Рихарда Вагнера, которого так любил Гитлер

— А как вам сегодняшние попытки некоторых российских музыкантов и исполнителей сделать своё творчество частью нынешней идеологии?

— Я не вижу сейчас какого-то чёткого пропагандистского музыкального движения. Есть мелкие спекуляции в этом плане, но я даже внимания на них не обращаю. Стараюсь не обременять себя лишней информацией и музыкальной в том числе.

— Константин Меладзе, когда его спросили, как он сочиняет свои хиты, сказал, что чуть не силой усаживает себя за рояль и со вздохом: «Как же это всё надоело!» — начинает сочинять.

— Ну вот, даже и позавидовать нельзя! (Смеётся.) Я его в принципе понимаю. Для меня наитие, озарение — очень редкая вещь. Просто сидишь, работаешь, ищешь… И этот процесс поисков действительно бывает мучительным. Со временем я повышаю требования к себе, поэтому работа идёт не так быст­ро и продуктивно, как хотелось бы. Но всё же, надеюсь, удастся осуществить все свои планы, хотя бы до следующего юбилея…

Детство и семья

Тухманов Давид Федорович, будущий композитор, родился 20 июля 1940 года в Москве. Мама Давида была музыкантом, композитором и с детства развивала у сына музыкальные способности. Под ее руководством мальчик с 4 лет начал осваивать фортепиано и уже в это время создал первое самостоятельное произведение – лезгинку. Отец мальчика инженер, родом из Армении. Поэтому Тухманов Давид Федорович национальность свою называл смешанной – русско-армянской. С детства путь мальчика был предопределен, настойчивость мамы и природные музыкальные способности не давали Давиду возможности избрать иной жизненный путь.

Биография[править | править код]

Давид Тухманов родился 20 июля1940 года в Москве. Отец, Фёдор Давидович Тухманов (армянин по национальности)[3] — инженер; мать, Вера Анатольевна Карасёва — музыкант, композитор[4].

Начал занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в музыкальную школу 10-летку им. Гнесиных по классу фортепиано; его первой учительницей была Е. Эфрусси. Елена Фабиановна Гнесина всячески поощряла его стремление сочинять музыку. Первыми опытами были пьесы для фортепиано, вокальные произведения — романсы, баллады. Начиная с 7-го класса школы были регулярные занятия по композиции и теории музыки с Львом Николаевичем Наумовым.

В 1958 году Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных. В институте учился в классе Ф. Е. Витачека, окончил институт в 1963 году. Дипломной работой композитора была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский). После окончания института Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, где руководил оркестром.

Работать в жанре песни начал в 1960-е годы. Первая пластинка, вышедшая на фирме «Мелодия» в 1965 году, обозначала Тухманова как аранжировщика к песням Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» (автор слов — Михаил Ножкин) написал в 1964 году. В 1966 году в радиопередаче «С добрым утром!» её исполнил певец Владимир Макаров, открыв дорогу песням Тухманова на телевидение. Позже перешёл к написанию цикла патриотических песен, из которых известными стали «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Мы — большая семья» и другие.

В 1968 году поэт Онегин Гаджикасимов написал на мелодию Тухманова «Восточную песню». После появления на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!», песня сделала знаменитым в СССР её первого исполнителя — Валерия Ободзинского, с которым Тухманов сотрудничал до 1974 года.

В 1972 году был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской темы — «День без выстрела», «Земля черна» и другие.

В 1972 году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором Тухманов впервые объединил песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей — А. Градского, Леонида Бергера, В. Ободзинского, Н. Бродской, Г. Ненашевой. Получилась пластинка, объединённая по принципу сюиты, иными словами, с чётко выстроенной концепцией. Сам Тухманов позже заявлял, что все его пластинки — это эксперименты над музыкой в стремлении создать что-то новое, необычное, а принцип сюитности был заимствован у The Beatles, в особенности из канвы альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Одновременно Тухманов активно сотрудничал с ВИА «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», усложняя аранжировки эстрадных песен, делая их близкими к арт-року.

1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Песню сначала не брали на ТВ и радио, сочтя музыку Тухманова фокстротом, а стихи Харитонова — легкомысленными. Тем не менее, Лев Лещенко без официального разрешения исполнил песню на концерте ко Дню милиции, чем обеспечил ей народное признание, два раза исполнив её вживую на фестивале «Песня года» в 1975 и 1976 годах.

В 1976 году вышел диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов. В записи приняли участие молодые, неизвестные в то время певцы (Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Мехрдад Бади, Игорь Иванов). Пластинка более чётко представляла собой сюитную работу с применением рок-музыки, классики. Альбом был распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров[5].

Созданным в период с 1976 по 1985 годы шлягерам свойственны мелодизм, яркие аранжировки и безукоризненное исполнение. Такие песни, как «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Родина моя», «Там в сентябре», «Как жаль» — вершины мастерства Тухманова, где переплелись классическая музыка, хард-рок, симфония. Тухманов открыл дорогу в будущее таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йоала.

80-е и 90-е[править | править код]

Пластинка 1982 года «НЛО», записанная с рок-группой «Москва» выполнена в стиле хард-рока на стихи поэтов-классиков. Для солиста группы Николая Носкова Тухманов в 1983 году написал композицию «Ночь»[6], на стихи 1915 года поэта Владимира Маяковского.

Альбомы 1985 года «Ступени» и «Сама любовь» в очередной раз доказывают умение Тухманова написать яркие мелодии с применением электронных синтезаторов. Несколько ярких номеров в том же стиле записали Яак Йоала, Сергей Беликов, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина.

В 1986 году Тухманову было предложено вести проект «Электроклуб», куда входили солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Постепенно Тухманов стал отдаляться от эстрады, в основном работая в жанре камерной музыки, хотя по словам Александра Градского[7], ещё в 1974 году во время экзаменов в Гнесинский институт, он исполнял камерные творения Тухманова на стихи Генриха Гейне.

В 1989 году в содружестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году в московском театре «Сатирикон» и одновременно в Свердловском театре музкомедии.

В 1991 году уехал жить в Германию. Начиная с 1995 года, после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Тухманов начал работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Юрием Энтиным написаны песенные циклы: «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», изданные в нотных сборниках, на компакт-дисках и аудиокассетах. Тухманов написал гимн детского фестиваля мультфильмов «Золотая рыбка».

В 1998 году приглашался к музыкальному руководству и написанию музыки для Всемирных Олимпийских юношеских игр в Москве, и такую же работу он проводил в подобной акции в июне 2002 года.

XXI век[править | править код]

В 2000 году отметил 60-летний юбилей большими авторскими концертами в ГЦКЗ «Россия». Тогда же ему было присвоено звание Народного артиста России.

Осенью 2001 года состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Тухманов написал специально для Людмилы Гурченко.

В 2002 году для празднования Дня славянской письменности и культуры в г. Новосибирске Тухманов создал ораторию «Легенда о Ермаке» для большого хора, солистов и оркестра.

В июне 2003 года в московском театре сатиры состоялась премьера комедии «Слишком женатый таксист», музыка к которому была написана Д. Тухмановым.

Тухманов создавал музыкальное оформление празднования Дня независимости России на Красной площади в Москве в 2003 и 2004 годах. В области камерной музыки композитором созданы циклы баллад и романсов: «Квадратные окошки» на стихи Иннокентия Анненского, «Сон Себастиана» на стихи австрийского поэта Георга Тракля, поэма для скрипки и оркестра «Святая ночь». Одна из новых работ — музыкально-поэтическая программа «Танго снов Бориса Поплавского».

В 2004 году на сцене Государственного Кремлёвского дворца прошли авторские концерты композитора «Притяжение любви».

С 2005 года проживает в Израиле, г. Кирьят-Оно, с женой Любовью Викторовной.

В конце 2005 года закончил работу над оперой «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»; либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди); написал песню «Астана» на стихи поэта Б. Канапьянова. В том же году был записан цикл песен на стихи Бориса Юлиановича Поплавского, выпущенный только в 2011 году. Премьера оперы «Царица» прошла 22 июля 2009 года на сцене Александринского театра (Санкт-Петербург). 25 ноября состоялась московская премьера оперы, спектакли прошли на сцене Государственного Кремлёвского дворца.

В 2009 году создал цикл на стихи А. С. Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко, а также с молодым певцом Витольдом Петровским. Премьера состоялась в киноклубе «Эльдар» Э. Рязанова, позже была представлена в музее-заповеднике «Михайловское» и на сценах БКЗ «Октябрьский» и Государственного Кремлёвского Дворца.

В 2009 году фирма «Бомба-Мьюзик» выпустила два DVD-диска с архивными материалами на музыку Давида Федоровича.

19 и 21 марта 2010 года опера «Царица» прошла на сцене Музыкального театра «Премьера» в г. Краснодаре. В юбилей композитора, 20 июля 2010 года, театр «Геликон-Опера» представил оперу «Царица» на новой сцене Большого театра в г. Москве. Написание оперы было приурочено к подготавливаемому юбилейному празднованию 400-летия Дома Романовых (1613—2013) в России и за её пределами.

С 26 июля 2010 года Тухманов — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[8].

30 июля 2010 года вечер на фестивале «Новая волна» в Юрмале был посвящён юбилею композитора. Там же ему был вручён Орден за заслуги перед Отечеством IV степени.

В настоящее время Давид Тухманов живёт на три дома — в Израиле, России и Центральной Европе. В Израиле живёт в небольшом городе Кирьят-Оно, входящем в Тель-Авивский мегаполис[9].

Личная жизнь[править | править код]

Около двадцати лет с середины 1960-х годов Тухманов был женат на певице и поэте-песеннике Татьяне Сашко, которая фактически в течение всего этого времени была продюсером Тухманова. В этом браке родилась единственная дочь композитора — Анастасия (род. в 1974 году). После развода женился вторично. Во время длительного отъезда Тухманова в Германию его вторая жена Наталья выписала его из пятикомнатной московской квартиры. Тухманов обратился с иском против жены в суд, где его доверенным лицом была бывшая жена Татьяна Сашко.

В 1991 году в Германии Давид Тухманов познакомился со своей третьей женой — пианисткой и певицей Любовью Викторовной, живущей в Израиле.

С Татьяной Сашко и дочерью Тухманов не общается[10].

Избранная дискография

  • ПЕСНИ ДАВИДА ТУХМАНОВА (Мелодия, 1970, грампластинка)
  • КАК ПРЕКРАСЕН МИР (Мелодия, 1972, грампластинка)
  • МОЙ АДРЕС — СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ((Мелодия, 1973, грампластинка)
  • Я ЕДУ К МОРЮ (Мелодия, 1974, грампластинка)
  • ЭТА ВЕСЁЛАЯ ПЛАНЕТА (Мелодия, 1974, грампластинка)
  • АНСАМБЛЬ «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» (песни Давиа Тухманова) (Мелодия, 1975, грампластинка)
  • АНСАМБЛЬ «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» (песни Давида Тухманова) (Мелодия, 1975, грампластинка)
  • ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ (Мелодия, 1975, грампластинка)
  • СОЛОВЬИНАЯ РОЩА (Мелодия, 1976, грампластинка)
  • РОДИНА МОЯ, ЗВЕЗДНАЯ ПЕСНЯ НЕБА (Мелодия, 1977, грампластинка)
  • ПАМЯТИ ГИТАРИСТА (Р. Рождественский) /Памяти поэта (А. Вознесенский) (Мелодия, 1978, грампластинка)
  • ДАВИД ТУХМАНОВ. ПЕСНИ. (Мелодия, 1979, грампластинка)
  • ОЛИМПИАДА-80 (Р. Рождественский) Т. Мяги / Кружатся диски (И. Кохановский) В. Леонтьев (Мелодия, 1980, грампластинка)
  • Н.Л.О. (Группа «Москва»), (Мелодия, 1982, грампластинка)
  • «СТУПЕНИ» АЛЕКСАНДР БАРЫКИН (Мелодия, 1985, грампластинка)
  • САМА ЛЮБОВЬ. ПОЕТ ЯАК ЙОАЛА (Мелодия, 1985, грампластинка)
  • ФРАГМЕНТЫ КИНОФИЛЬМА «ПУТЕШЕСТВИЕ МЕСЬЕ ПЕРРИШОНА» (Мелодия, 1987, грампластинка)
  • БАГДАДСКИЙ ВОР И ЧЕРНАЯ МАГИЯ (1997)
  • ЗОЛОТАЯ ГОРКА (2000)
  • УЖАСТИК-ПАРК (2000)
  • МОИ ЛЮБИМЫЕ … (избранные песни в исполнении автора) (2001)

Редактировать

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий